программа шашки 36

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ
АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ
РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МБОУ ДОД ДЮСШ МО
Красноперекопский
район Республики Крым
Протокол от 31.05.2022.
№4

«СОГЛАСОВАНО»
Директор МБОУ
Почетненский УВК МО
Красноперекопский район
Республики Крым
________С.Н. Черныш
«31» мая 2022 года

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ ДОД ДЮСШ МО
Красноперекопский
район Республики Крым
_________ М.В. Шубина
«31» мая 2022 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шашкам»
на 2022/ 2023 учебный год

Направленность физкультурно-спортивная
Срок реализации программы 1 год (36 часа)
Вид программы модифицированная
Уровень базовый
Возраст обучающихся 5-11 лет
Составитель Шубина М.В.
Должность директор МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район
Республики Крым

с. Ишунь, 2022 год

2

СОДЕРЖАНИЕ
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность образовательной программы
1.2. Актуальность дополнительной программы
1.3. Отличительные особенности программы
1.4. Адресат программы
1.5. Объем и сроки освоения программы
1.6. Формы обучения
1.7. Особенности организации образовательного процесса
1.8. Режим занятий
1.9. Цели и задачи программы
1.10. Содержание программы
1.11. Планируемые результаты
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методически материалы
III. ЛИТЕРАТУРА

3

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Направленность программы
Программа является модифицируемой, ознакомительного уровня и имеет
– физкультурно-спортивную направленность.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
1.2. Актуальность дополнительной программы
Актуальность программы обусловлена тем, что появилась потребность у
обучающихся старших классов в личном физическом совершенствовании
своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта.
Новизна данной образовательной программы заключается в
комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей
организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных
способностей, эмоциональной сферы, психических процессов творческого
мышления, ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их
возрастные потребности, стимулирует социальную и гражданскую активность,
что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет
мотивировать их на развитие необходимых навыков.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
привлечении учащихся к систематическим занятиям физической культурой и
спортом, что способствует развитию логического мышления, творческих
способностей и навыков решения задач спортивной направленности.
Программирование мотивирует к активным занятиям в различных областях
(силовых, тактических, скоростных и т.д.), развивает воображение и
способствует коммуникабельности в общении со сверстниками.
1.3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной образовательной программы от
уроков физической культуры, является направленность на формирование
учебно-исследовательских навыков, развитие интереса к предмету.
1.4. Адресат программы
Программа по шашкам реализуется на базе МБОУ Почетненский УВК МО
Красноперекопский район Республика Крым. Занятия проводятся в спортивном
зале.

4

В группы для занятий волейболом принимаются обучающиеся в возрасте
7-11 лет, имеющие допуск врача.
1.5. Объем и сроки освоения программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Шашки» общий срок
реализации – 1 год. Программа включает в себя теоретическую и практическую
часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики
игры в шашки. В практической части углублено изучаются технические
приемы и тактические комбинации.
Наполняемость учебных групп – не более 25 человек.
По окончании реализации программы каждый обучающийся должен:
- освоить теоретический раздел программы;
научиться
выполнять
объемы
тренировочных
нагрузок,
предусмотренных программными требованиями;
- овладеть базовой и специальной техникой, скоростными,
кондиционными и координационными упражнениями, соответствующими
этапу обучения.
Основной формой подведения итогов работы по программе являются
спортивные соревнования по шашкам и выполнение контрольных нормативов.
1.6. Формы обучения
Занятия проводятся на основе общих методических принципов.
Используются методы наглядности (показ упражнения, демонстрация
наглядных пособий), игровой и соревновательный. При изучении
общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть
целостным и образцовым, а объяснение – элементарным и простым.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от
уроков физической культуры, является направленность на формирование
учебно-исследовательских навыков, развитие интереса к предмету.
Формы занятий:
- групповые и индивидуальные формы занятий
- теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма
используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр
иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;
- занятия оздоровительной направленности;
- соревнования;
- домашние задания.
1.7. Особенности организации образовательного процесса
Отличительной особенностью данной образовательной программы от
уроков физической культуры, является направленность на формирование
учебно-исследовательских навыков, развитие интереса к предмету.

5

1.8. Режим занятий
Периодичность проведения занятий по программе – 1 раз в неделю по 1
академическому часу.
1.9. Цель и задачи образовательной программы
Целью является овладение навыками и умениями использовать средства
и методы двигательной деятельности в разнообразных формах.
Задачи программы
1. Образовательные:
• Обучение простейшим организационным навыкам, необходимых понятий и
теоретических сведений по физической культуре и спорту;
2. Воспитательные:
• Воспитание привычки к занятиям физической культурой и спортом как
коллективно, так и самостоятельно.
3. Оздоровительные:
• Расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными
действиями;
• Укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности
учащихся;
• Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и
коллективном взаимодействии средствами и методами командно – игровой
деятельности;
• Создание представлений об индивидуальных физических возможностях,
адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях
укрепления здоровья;
• Обучение основам физиологии и гигиены физического воспитания,
профилактики травматизма, коррекции телосложения.
1.10. Содержание программы
Учебный план
Раздел учебного курса

Кол-во Форма аттестации/контроля
часов

Раздел 1. Шахматная доска и фигуры

2

Индивидуальные задания

Раздел 2. Ходы и взятие фигур

6

Индивидуальные задания

Раздел 3. Цель и результат шашечной 4
партии

Индивидуальные задания

Раздел
4.
Общие
разыгрывание партии

Индивидуальные задания

принципы 6

Раздел 5. Особенности хода «дамки»

2

Индивидуальные задания

6

Раздел 6. Тактические приемы
особенности их применения

и 8

Индивидуальные задания

Раздел 7. Шашечный турнир

2

Индивидуальные задания

Раздел 8. Игра «уголки»

2

Индивидуальные задания

Раздел 9. Игра «поддавки»

2

Индивидуальные задания

Раздел 10. Подведение итогов года

2

Тестирование

Итого

36

Содержание учебно-тематического плана
1. Шахматная доска и фигуры (2 ч)
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии
личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие
о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение.
Легенда о возникновении шашек.
2. Ходы и взятие фигур (6 ч)
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту
и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
3. Цель и результат шашечной партии (4 ч)
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода.
Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное
количество ходов.
4. Общие принципы разыгрывание партии (6 ч)
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных
турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация.
Анализ учебных партий, игровая практика.
5. Особенности хода «дамки» (2 ч)
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и
их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
6. Тактические приемы и особенности их применения (8 ч)
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка,
виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного
перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о
комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на
определенную и на неизвестную темы.
7. Шашечный турнир (2 ч). Игры в парах. Игры в командах.
8. Игра «уголки» (2 ч). Правила игры «Уголки». Игровая практика
«Уголки».

7

9. Игра «поддавки» (2 ч). Правила игры «Поддавки». Игровая практика
«Поддавки».
10. Подведение итогов года (2ч).
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных
шашистов с приглашением родителей учащихся.
1.11. Планируемые результаты
1. Занимающиеся должны знать:
• шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
• названия шашечных фигур: шашка, дамка
2. Занимающиеся должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
• правильно помещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
Личностные и метапредметные результаты освоения программы «Шашки»:
Личностные результаты:
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
• Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.

8

• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений.
Познавательные УУД:
• ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
• умение делать предварительный отбор источников информации для решения
учебной задачи.
• умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в
предложенной учителем литературы.
• умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать
самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения и оценку событий.
• Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
• Знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
• Правильно расставлять фигуры перед игрой;
• Сравнивать, находить общее и различие.
• Уметь ориентироваться на шахматной доске.
• Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
• Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение
пешки.

9

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарно – учебный график
Календарный год, месяцы обучения
№
п/ Виды подготовки
п

IX X

7

Шахматная доска
1
и фигуры
Ходы и взятие
фигур
3
Цель и результат
1
шашечной партии
Общие принципы
разыгрывание
6
партии
Особенности хода
«дамки»
Тактические
приемы
и
особенности
их
применения
Шашечный турнир

8

Игра «уголки»

9

Игра «поддавки»

10

Подведение итогов
года

1
2
3
4

5

6

XI XII I

I
I

II
I

I
V

Колво
VI VII часов
V VI
за
I I
год
2
х х х

1

1

1 х х х

6

х х х

4

1
1

1

1

1

1 1

6
1

2

2 1

х х х

1

х х х

1

2
8

2

2

1
1
1

х х х

2 2

1
1

1

х х х

2

х х х

2

х х х

2

2 х х х

2

Образовательная деятельность длится 9 месяцев (с сентября по май).
Каникулярный период длится 3 месяца (с июня по август)
2.2. Условия реализации программы.
Условия набора детей: в группу обучения принимаются все желающие
заниматься в данном объединении, на основании письменного заявления
родителей.
Набор детей в группу обучения проводится в августе - сентябре.
Комплектование группы обучения проводится до 10 сентября.
2.3. Формы аттестации
Тестирование физической подготовленности позволяет с помощью
контрольных упражнений (тестов) – стандартизированных по содержанию,

10

форме и условиям выполнения двигательных действий – определить уровень
развития отдельных физических качеств, т.е. уровень физической
подготовленности занимающихся.
2.4. Контрольно-измерительные испытания
Нормативные требования по окончанию обучения
Оценивание производится на основании результатов соревнований и
турниров внутришкольных, районных и других уровней.
№
п/п
1

Контрольные упражнения

4

Знания простейших дебютных принципов,
стратегических идеи гибельного начала
Определять названия
и идеи
основных
тактических приемов
Владеть простейшими принципами реализации
материального преимущества, разыгрывания
середины партии
Ловить дамку четырьмя дамками, тремя дамками

5

Участвовать в соревнованиях.

2
3

Показатель
+
+
+

+
3 мероприятия

Пакет диагностических методик
Предметная диагностика проводится в форме:
- контрольных опросов: знание и применение исторического материала
(разученных партий) в своей игровой практике;
- тестирования: знания конспекта личного дебютного репертуара;
- творческих заданий: подготовка рефератов, умение работать с литературой;
- контрольных выездов: участие в учебно-тренировочных соревнованиях;
- участия в тематических играх: проведение квалификационных первенств на
знание детьми правил игры и турнирной дисциплины (правил поведения,
умения выслушать судью);
- конкурсов: конкурсные решения позиций;
- соревнований: положительный баланс сыгранных партий, получение грамот и
дипломов в квалификационных турнирах разного уровня.
Педагогическая диагностика предусматривает:
- анкетирование;
- наблюдение для последующих бесед;
- наблюдение с целью выявления оценки коммуникабельности и
психологической совместимости участников команды;

11

- личные беседы с детьми и их родителями;
- анализ индивидуальной и групповой результативности учащихся в
соревнованиях; процесс освоения предметной деятельности является
благоприятной средой для развития познавательных психических процессов
(памяти, внимания, мышления).
Развитие этих познавательных процессов диагностируется педагогом в
процессе освоения воспитанниками игры в шашки методом педагогического
наблюдения или беседы.
Фонд оценочных средств программы
При работе по программе используется методика поэтапного выполнения
заданий по устным или иллюстративным рекомендациям. Для создания
наиболее благоприятных условий для развития и воспитания обучающихся
педагог по необходимости может чередовать учебный материал и варьировать
количество часов, отведенное на прохождение конкретной темы.
2.5. Методические материалы
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
- информационно-познавательные (беседы, показ);
- творческие (развивающие игры);
- методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Методическое обеспечение образовательной программы
Для обучения тактики и техники надо всегда иметь раздаточный
материал, инструкционные и технологические карты, упражнения. Это очень
облегчает задачу обучения. Методическим приёмом является введение
соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и
введение условностей
Материально-техническая база для реализации программы
- комплекты шашек и досок (20 комплектов);
- тетради, ручки-20 шт;
- магнитная доска с фигурами-1 шт.
- шахматные часы.
-учебно-методическая литература по шашкам.

12

III.

ЛИТЕРАТУРА

1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение»
2011.Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,2002
Тимофеев А.А.
2. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе //
Шахматный всеобуч – 2001 - №3
3. Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет»
в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Литература для обучающихся
1. Абаулин В. «Начала в шашечной партии», М., «Фис», 1965.
2. Аринина Н.Л. «Уроки прекрасного» М., «Просвещение», 1983.
3. Аринина Н.Л. «Актуальные проблемы эстетического воспитания».Владимир,
ВГПИ, 1974.
4. Адамович В.К. «Позиционные приемы борьбы в русских шашках».
М.,«Фис», 1976.
5. Бакуменко В.М. «Матч за шашечное первенство СССР»,Харьков, 1928.
6. Берлинков Б.Л. «Шашечные партии белорусских мастеров»Минск, Полымя,
1983.
7. Блиндер Б.М. «Шашечные этюды». М., «ОГИЗ – Физкультура и туризм»,
1937.
8. Вигман В.Я. «Радость творчества». М., «Фис», 1986.
Литература для учителя
1. Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009).
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов
/В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011.

13

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 1 часа в неделю
(36 учебных недель)
Дата
Факти
Примечан
провед
Раздел, тема урока
чески
ие
ения
Место шашек в мировой культуре.
Шахматная доска. Поля, линии, их
обозначение.
Ходы пешкой.
Ходы пешкой.
Упражнения на выполнение ходов
пешками.
Упражнения на выполнение ходов
пешками.
Маршруты движения фигур.
Маршруты движения фигур.
Обучение алгоритму хода.
Видеолекторий, настольные игры.
Открытые и двойные ходы.
Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Понятие о шашечном турнире.
Правила поведения при игре в
шашечных турнирах.
Анализ учебных партий
Правила поведения в соревнованиях.
Анализ учебных партий, игровая
практика.
Анализ учебных партий, игровая
практика.
Понятие «Дамка»
Упражнения на выполнение ходов
дамкой.
Слабость крайней горизонтали.
Слабость
крайней
горизонтали.
Игровая практика.
Двойной удар
Открытое нападение
Понятие о комбинации.
Завлечение, отвлечение, разрушение
пешечного перекрытия.
Освобождение
пространства,
уничтожение защиты.

14

28

29
30
31
32
33
34
35
36

Решение
тестовых
позиций,
содержащих тактические удары на
определенную и на неизвестную
темы.
Шашечный турнир (игра в парах)
Шашечный турнир (командная игра)
Правила игры «Уголки»
Игровая практика. «Уголки»
Правила игры «Поддавки»
Игровая практика. «Поддавки»
Подведение итогов года
Подведение итогов года

Приложение 2
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
педагога дополнительного
образования_____________________________________________________________________________________________
по __________________________________________________________________________________
№
п\
п

Название раздела, Тема урока
темы

Дата
Причина
проведен корректировки
ия
по
плану

Корректирующ
ее
мероприятие

Дата
проведения по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».