УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ПРИНЯТО» Педагогическим советом МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым Протокол от 01.04.2024 № 01 «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым _________ М.В. Шубина «01» апреля 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол» на 2024/ 2025 учебный год Направленность физкультурно-спортивная Срок реализации программы 1 год (72 часа) Вид программы модифицированная Уровень базовый Возраст обучающихся 10-18 лет Составитель Шубина М.В. Должность директор МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым Красноперекопский район, 2024 год 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовая основа программы 1.1.2. Направленность образовательной программы 1.1.3. Актуальность дополнительной программы 1.1.4. Новизна программы 1.1.5. Отличительные особенности программы 1.1.6. Педагогическая целесообразность 1.1.7. Адресат программы 1.1.8. Объем и сроки освоения программы 1.1.9. Уровень программы 1.1.10. Формы обучения 1.1.11. Особенности организации образовательного процесса 1.1.12. Режим занятий 1.2. Цели и задачи программы 1.2.1. Цель программы 1.2.2. Задачи программы 1.3. Воспитательный потенциал программы 1.4. Содержание программы 1.4.1. Учебный план 1.4.2. Содержание учебного плана 1.5. Планируемые результаты 1.5.1. Личностные 1.5.2. Метапредметные 1.5.3. Предметные 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение 2.2.2. Информационное обеспечение 2.2.3. Кадровое обеспечение 2.2.4. Методическое обеспечение 2.3. Формы аттестации 2.4. Список литературы 2.4.1. Основная литература 2.4.2. Литература для педагога 2.4.3. Литература для обучающихся 2.4.4. Литература для родителей 3. Приложения 3.1. Оценочные материалы 3.2. Календарно-тематическое планирование 3.3. План воспитательной работы 3.4. Методические материалы 3.5. Лист корректировки 3 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовая основа программы В настоящее время основой разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является следующая нормативно-правовая база: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); 4 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере 5 при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015г. № 09-3242; Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»; 6 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устава МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики. 1.1.2. Направленность образовательной программы Программа является модифицированной, ознакомительного уровня и имеет – физкультурно-спортивную направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Баскетбол» направлена на физкультурнооздоровительное воспитание детей через занятие баскетболом. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся. 7 1.1.3. Актуальность дополнительной программы Актуальность программы обусловлена тем, что появилась потребность у обучающихся старших классов в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта. 1.1.4. Новизна программы Новизна данной образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов творческого мышления, ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, стимулирует социальную и гражданскую активность, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков. 1.1.5. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной образовательной программы от уроков физической культуры, является направленность на формирование учебно-исследовательских навыков, развитие интереса к предмету. 1.1.6. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы заключается в привлечении учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что способствует развитию логического мышления, творческих способностей и навыков решения задач спортивной направленности. Программирование мотивирует к активным занятиям в различных областях (силовых, тактических, скоростных и т.д.), развивает воображение и способствует коммуникабельности в общении со сверстниками. 1.1.7. Адресат программы Программа «Баскетбол» реализуется на базе МБОУ Почетненский УВК, Занятия проводятся в спортивном зале. На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе принимаются дети в возрасте от 10 до 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям спортом (медицинская справка), по личному желанию ребенка и заявлению родителя (законного представителя). Группы ознакомительного уровня формируются как из вновь зачисляемых в ДЮСШ обучающихся, так и из обучающихся не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других уровнях подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта. Наполняемость учебной спортивно-оздоровительной группы до 25 человек. Допускается комплектование разновозрастные группы и деление группы на 2 подгруппы. Набор (перевод) учащихся осуществляется ежегодно до начала учебного года согласно Уставу ДЮСШ и санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп. 8 1.1.8. Объем и сроки освоения программы Дополнительная общеобразовательная программа «Баскетбол» общий срок реализации –1 год. В группы для занятий баскетболом принимаются обучающиеся в возрасте 10-18 лет, имеющие допуск врача. Наполняемость учебных групп – не более 25 человек. Периодичность проведения занятий по программе – 1 раз в неделю по 2 академических часа. Прогнозируемые результаты и формы подведения итогов работы по программе По окончании реализации программы каждый обучающийся должен: - освоить теоретический раздел программы; научиться выполнять объемы тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями; - овладеть базовой и специальной техникой, скоростными, кондиционными и координационными упражнениями, соответствующими этапу обучения. Основной формой подведения итогов работы по программе являются спортивные соревнования по баскетболу и выполнение контрольных нормативов. Программа по баскетболу реализуется на базе МБОУ Почетненский УВК МО Красноперекопский район Республика Крым. Занятия проводятся в спортивном зале. 1.1.9. Уровень программы Программа является модифицированной, ознакомительного. Дополнительная общеобразовательная программа «Баскетбол» направлена на физкультурно-оздоровительное воспитание детей через занятие баскетболом. 1.1.10. Формы обучения Формы и методы, используемые для организации учебного процесса: - методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия; - способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный; - формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный. Учитель физической культуры, реализующий данную программу, ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты как: воспитание моральных и волевых качеств; формирование гуманистических отношений; приобретение опыта общения; формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание целостной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности. Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ: - не проводится специальный отбор по физиологическим возможностям ребенка (рост, вес), что позволяет посещать наши тренировки любому школьнику, не взирая на его антропометрические данные. 9 1.1.11. Особенности организации образовательного процесса Организация образовательного процесса происходит в соответствии с индивидуальными учебными планами в секциях, допускается комплектование разновозрастных групп и деление группы на 2 подгруппы. Набор (перевод) учащихся осуществляется ежегодно до начала учебного года согласно Уставу ДЮСШ и санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп. 1.1.12. Режим занятий Периодичность проведения занятий по программе – 1 раз в неделю по 2 академических часа. 1.2. Цели и задачи программы 1.2.1. Цель программы Цель программы - дать возможность любому ребенку ознакомиться и освоить баскетбольные навыки как технические, так и тактические, помочь обучающемуся стать более самостоятельным, обрести новых друзей и увлечение (хобби) на всю жизнь. 1.2.2. Задачи программы Образовательные: Обучение базовым организационным навыкам, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту; Личностные: Воспитание привычки к занятиям физической культурой и спортом как коллективно, так и самостоятельно. Метапредметные: - расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями; - укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся; - воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами командно – игровой деятельности; - создание представлений об индивидуальных физических возможностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья; - обучение основам физиологии и гигиены физического воспитания, профилактики травматизма, коррекции телосложения. 1.3. Воспитательный потенциал программы Особое место воспитательный процесс занимает в работе ДЮСШ, где программа по волейболу направлена на формирование таких личностных качеств обучающихся, как активная гражданская позиция, патриотизм, инициативность, толерантность, целеустремлённость и многие другие. Именно 10 дополнительное образование наиболее успешно умеет решать воспитательные задачи, которые ставит перед ним государство и общество. 1.4. Содержание программы 1.4.1. Учебный план Количество часов № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Форма аттестации/к онтроля Наименование раздела Введение. История изменений правил баскетбола. Правила безопасности при занятиях баскетболом. Современные правила игры. Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной. Режим дня спортсмена. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) Общая физическая подготовка (ОФП) (Подготовительные упражнения.) Техническая подготовка (ТП) (Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Защитные действия блоки, страховки). Специальная физическая подготовка (СФП) (Подвижные игры. Эстафеты). Тактическая подготовка (ТП) (Тактика бросков. Тактика передач. Тактика приёмов мяча). Контрольно-оценочные и переводные испытания Итого: Всего Теория 2 2 10 Практика Тестирование 10 24 1 23 8 1 7 18 6 18 1 Индивидуаль ные задания 5 Тестирование 4 72 4 5 67 1.4.2. Содержание учебного плана Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности Тема 1. Влияние физических упражнений на организм занимающихся Работа сердечно-сосудистой системы. Особенности полового созревания у девочек. Понятие о телосложении человека. Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. 11 Тема 3. Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки. Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами. Тема 4. Правила соревнований, их организация и проведение. Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу. Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной направленностью 1. Общая и специальная физическая подготовка. Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой. Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера, Прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей. 2. Основы техники и тактики игры Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий. Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с об беганием стоек, прыжками, подлезаниями. Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита. Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание. Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке. Раздел 3. Способы спортивно- тренировочной деятельности 1.Контрольные игры и соревнования Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5. 2. Контрольные испытания. броски по кольцу с расстояния 1 м. броски со средних и дальних дистанций. 12 броски по кольцу после ведения. передачи мяча в парах. передачи мяча в движении. обводка стоек. передача и ловля мяча от стены за 30 сек. штрафной бросок. 3. Соревновательная деятельность. Судейская и инструкторская практика. 10 часов Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. Участие в соревнованиях по баскетболу в зачет районной спартакиады школьников 1.5. Планируемые результаты 1.5.1. Личностные Знать работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека. основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Уметь: выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку. выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы. вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание. применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять индивидуальные, групповые и командные действия в защите в игре баскетбол. 1.5.2. Метапредметные Использовать: приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг. 1.5.3. Предметные Учащиеся будут уметь демонстрировать 13 № п/ п 1 2 3 броски по кольцу с расстояния 1 м. броски со средних и дальних дистанций. броски по кольцу после ведения. передачи мяча в парах. передачи мяча в движении. обводка стоек. передача и ловля мяча от стены за 30 сек. штрафной бросок. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный год, месяцы обучения Виды подготовки Знания о спортивнооздоровительной деятельности Физическое совершенствование со спортивнооздоровительной направленностью: общая и 3 специальная физическая подготовка; основы техники и тактики игры Способы спортивнотренировочной деятельности: контрольные игры и6соревнования контрольные испытания соревновательная деятельность II III Колво IV V VI VII VIII часов за год IX X XI XII I - 1 - - 1 - - 1 - х х х 3 1 2 2 2 2 2 2 2 1 х х х 16 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3 х х 39 - - 1 - - - - 1 - х х х 2 - - - 1 - - - - 1 х х х 2 - - - 2 - 2 2 2 2 х х х 10 2.2. Условия реализации программы Образовательная деятельность длится 9 месяцев (с сентября по май). 14 Каникулярный период длится 3 месяца (с июня по август) Условия набора детей: в группу обучения принимаются все желающие заниматься в данном объединении, на основании письменного заявления родителей. Набор детей в группу обучения проводится в августе - сентябре. Комплектование группы обучения проводится до 15 сентября. 2.2.1. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение. Для проведения учебных занятий по волейболу в спортивной школе используется спортивный зал: размеры 24/12 м. тренажерный зал, спортивный инвентарь: баскетбольные мячи -10 штук; набивные мячи - на каждого обучающегося; перекладины для подтягивания в висе – 1 шт.; баскетбольные кольца; гимнастические маты; теннисные мячи -10 штук; спортивные снаряды: гимнастические скамейки – 3 шт.; гимнастическая стенка – 3 пролета. В зависимости от темы тренировочного занятия, используется следующее оборудование и необходимый инвентарь: баскетбольные кольца и щиты, большое количество баскетбольных и малых теннисных мячей, а также набивные мячи, скакалки, г/скамейки, резиновые амортизаторы. Для проведения занятий по теоретической подготовке и воспитательной работы используется актовый зал и методический кабинет оборудованные видео и аудио оборудованием. 2.2.2. Информационное обеспечение Основной формой образовательного процесса является очная форма проведения учебно-тренировочных и с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (обязательное изучение теоретических и практических частей программы). Виды занятий: теоретические (лекции), практические - учебнотренировочные занятия, соревнования, самостоятельная работа, электронное обучение (ЭО) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). (ДОТ) - это технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Они включают в себя совокупность программных средств учебного назначения (электронные учебные пособия и учебники, компьютерные обучающие программы и т.п.), а также образовательные программы и учебно-методические комплексы, предназначенные для сопровождения образовательного процесса. 15 (ЭО) - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. ДОТ и ЭО обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и тренера-преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе тренерско-преподавательских организованных технологий обучения. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype - общение; электронная почта; облачные сервисы; СМС. 2.2.3. Кадровое обеспечение Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 2.2.4. Методическое обеспечение Для обучения тактики и техники надо всегда иметь раздаточный материал, инструкционные и технологические карты, упражнения. Это очень облегчает задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и введение условностей. Методы обучения на занятиях: • Словесный - объяснение терминов, новых понятий. Словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д. Наглядный - показ тренером-преподавателем правильного выполнения упражнений, демонстрация фото и видео материалов. Наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях. Практический - выполнение учащимися практических заданий и упражнений. Практические методы метод упражнений, игровой метод, соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя 16 способами - в целом и по частям. Игровой – активирующий внимание, улучшающий эмоциональное состояние учащихся. Соревновательный метод применяется после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры в волейбол. Формы организации занятий с учащимися: • групповая; • индивидуально-групповая; • индивидуальная; Формы организации учебного занятия: учебно-тренировочные занятия, - беседы, - соревнования, - матчевые встречи, - тестирования, - игры. Структура учебного занятия: - вводная часть; - основная часть; - заключительная часть. Особенностью организации обучения баскетболиста является: - переход от обще подготовительных средств к наиболее специализированным для баскетбола; планомерное прибавление вариативности выполнения приёмов игры в баскетбол. увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе занятий; постепенный переход от обучения техническим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей; увеличение объёма тренировочных нагрузок; повышение интенсивности занятий. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: - информационно-познавательные (беседы, показ); - творческие (развивающие игры); - методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы). 2.3. Формы аттестации Тестирование физической подготовленности позволяет с помощью контрольных упражнений (тестов) – стандартизированных по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий – определить уровень развития отдельных физических качеств, т.е. уровень физической подготовленности занимающихся. 17 Контрольно-измерительные испытания № п/ п Физические способности Контрольно е упражнение (тест) Возрас т (лет) Уровень Низки й Средни й Высоки й 1. Координаци онные Челночный бег 4х9 м (сек.) 10 18 10.8 10.5 10.4 10.2 10.0 8.9 2. Скоростносиловые Прыжок в длину с места (см.) 10 18 150 160 170 180 190 210 СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ БАСКЕТБОЛ Содержание учебного материала Уровень учебных достижений учащихся высоки средни низкий й й 6 бросков мяча (мини баскетбольного или волейбольного) в корзину одной рукой от плеча, двумя руками от груди (девушки), стоя сбоку на расстояние 1,5м от щита (количество попаданий): 3 2 1 мальчики 3 2 1 девочки передача мяча в начерченный на стене круг (диаметр 60см) на уровне груди ученика с расстояния 3м: 5 3 2 мальчики 4 2 1 девочки 18 2.4. Список литературы 2.4.1. Основная литература 1. Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009). 2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011. 3. Лихачев О.Е.,Фомин С.Т., Мазурин А.В. Методика обучения индивидуальным действиям баскетболистов в защите. «РГУФК-СГАФКСТ» Москва-Смоленск 2009г. 4. Кузин В.В.,Полиевский С.А. Баскетбол-начальный этап обучения. «ФиС» 2002г. 5. Ник Сортэл Баскетбол 100 упражнений и советов для юных игроков «Астрель» 2002г. 6. Костикова Л, В. Баскетбол. Азбука спорта. — М. 2002. 7. Вари Л. 1000 упражнений игры в баскетбол: Пер, с фр, / Под ред Л. Ю. Поплавского. — Киев, 1997 8.Чернова К А. Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов: Метод. рекомендации для тренеров ДЮСШ по баскетболу. — М., 2001. 9. Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастера— И,1997. 2.4.2. Литература для педагога 1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России. -15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с. 2. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. М, 1998. 3. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. -М., 1998. 4. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999. 5. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999. 6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. М, 1998. 7. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. -М., 1998. 8. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999. 2.4.3. Литература для обучающихся 1. Т.В. Рыбкина «Спортивный час в группах продлённого дня» Тамбов 1996. 2. А.В. Сычёв «Акробатические упражнения в школьной программе». Тамбов 1995. 3. М.В. Видякин «Внеклассные мероприятия в средней школе» Волгоград. «Учитель» 2004 2.4.4. Литература для родителей 1. Матвеев А.П. Физическая культура. 6-7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. 2. Лях В. И. Физическая культура. 7-8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010. 19 3. Приложение 3.1. Оценочные материалы Физическое развитие и физическая подготовленность обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Содержание требований (вид испытаний) Девочки Мальчики Бег 30 м с высокого старта (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) 5,0 150 35 4,9 170 45 5,0 7,5 6,0 9,5 3.2. Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование обучения 2 часа в неделю (36 учебных недель) Дата Фактич № провед ески ения 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел, тема урока Тема: теория – основы техники и тактик баскетбола. Правила игры. Развитие общей выносливости. Тема: общая техника игры в баскетбол, ведение передачи, броски мяча. Развитие быстроты, учебная игра. Тема: обучение техники передвижения в баскетболе. Передвижения шагом, бегом, прыжками. Постановка ног, бег на короткие дистанции. Учебная игра. Тема: обучение техники остановки. Остановка шагом, прыжком. Развитие прыгучести. Учебная игра Тема: обучение передачи мяча. Передача мяча от груди, из-за головы, в прыжке, одной рукой. Развитие быстроты реакции. Учебная игра. Тема: обучение техники ловли мяча. Ловля мяча над головой, на уровни груди, катящегося мяча, мяча с отскоком. Развитие выносливости Кол ичес тво часо в 1 1 1 1 1 1 Прим Форма ечани аттест е ации 20 7. 8. 9. 10 . 11 . 12 . 13 14 15 16 учебная игра. Тема: обучение техники броска мяча. Постановки рук, бросок от груди. Броски одной рукой от плеча. Развитие скоростно-силовых качеств. Учебная игра. Тема: обучение техники ведения мяча. Ведение левой, правой руками. Попеременно. Закрывание мяча торсом. Развитие силы. Учебная игра. Тема: обучение техники поворотов. Повороты на месте. Поворотыпередачи мяча. Развитие быстроты. Бег на короткие дистанции. Учебная игра. Тема: обучение техники игры в баскетбол. Финты. Финты с мячом и без него. Финты на ведение и бросок. Развитие прыгучести учебная игра. Тема: обучение техники защитной стойки. Стойки с выставленной вперед ногой. Стойка ноги на одной линии. Развитие силы. Учебная игра. Тема: обучение техники перехвата, вырывания, выбивания мяча. Развитие скоростно-силовых качеств. Учебная игра. Тема: общая техника игры в баскетбол, ведение передачи, броски мяча. Развитие быстроты, Учебная игра. Тема: совершенствование техники передвижения в баскетболе. Передвижения шагом, бегом, прыжками. Постановка ног, бег на короткие дистанции. Учебная игра. Тема: обучение техники подбора мяча от щита. Тактические действия. Развитие прыгучести. Учебная игра. Тема: совершенствование передачи 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 17 18 19 20 21 22 23 24 25 мяча. Передача мяча от груди, из-за головы, в прыжке, одной рукой. Развитие быстроты реакции. Учебная игра. Тема: Совершенствование техники защитной стойки. Стойки с выставленной вперед ногой. Стойка ноги на одной линии. Развитие силы. Учебная игра. Тема: обучение техники защиты. Защита по периметру, индивидуальная защита. Развитие силы. Учебная игра. Тема: Совершенствование техники броска мяча. Постановки рук, бросок от груди. Броски одной рукой от плеча. Развитие скоростносиловых качеств. Учебная игра. Тема: обучение техники броска мяча после ведения. Ведение - два шага – бросок с правой и с левой стороны. Развитие скоростно-силовых качеств. Учебная игра. Тема: совершенствование техники ведения мяча. Ведение левой, правой руками. Попеременно. Закрывание мяча торсом. Развитие силы. Учебная игра. Тема: тактические действия в нападении. Заслоны, передвижения, отскок. Развитие реакции и быстроты. Учебная игра. Тема: обучение техники штрафного броска. Постановка рук. Толчок мяча. Амплитуда полета мяча. Развитие силы. Учебная игра. Тема: совершенствование техники передвижения в баскетболе. Передвижения шагом, бегом, прыжками. Постановка ног, бег на короткие дистанции. Учебная игра. Тема: совершенствование техники передвижения с мячом и без мяча. Развитие быстроты. Челночный бег. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Учебная игра. Тема: совершенствование техники остановки. Остановки прыжком. Остановка и бросок. Развитие выносливости. Учебная игра. Тема: совершенствование техники передачи мяча. Работа в двойках восьмерках. Работа с набивными мячами. Учебная игра. Тема: совершенствование техники ловли мяча. Ловля и бросок. Ловля мяча одной рукой. Развитие выносливости. Учебная игра Тема: совершенствование техники броска мяча. Броски с места и в движении, с разворота и крюк. Развитие силы. Учебная игра. Тема: совершенствование техники броска мяча после ведения. Ведениедва шага – бросок с правой и с левой стороны. Развитие скоростно-силовых качеств. Учебная игра. Тема: совершенствование техники ведения мяча. Ведение с ускорением, спиной вперед. Развитие выносливости. Учебная игра. Тема: совершенствование техники поворотов. Уход от защиты. Повороты при ведении. Повороты на бросок. Развитие выносливости. Учебная игра. Тема: общая техника игры в баскетбол. Индивидуальная работа каждого игрока. Развитие силы. Учебная игра. Тема: совершенствование техники защиты. Защитные стойки. Защита по периметру. Индивидуальная защита. Развитие скоростно силовых качеств. Учебная игра. Тема: общая техника игры в баскетбол. Индивидуальная работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 36 37 38 39 40 41 42 43 44 каждого игрока. Развитие силы работа. Учебная игра. Тема: совершенствование техники отбора мяча. Выбивание, вырывание. Работа на быстроту. Перехваты мяча. Развитие выносливости. Учебная игра. Тема: совершенствование техники подбора мяча от щита. Работа над отскоком от щита. Упражнения на быстроту. Развитие прыгучести. Учебная игра. Тема: совершенствование техники передачи мяча. Работа в двойках восьмерках. Подбор мяча – передача мяча – атака на кольцо. Учебная игра. Тема: совершенствование техники защиты. Тактические действия. Расстановка игроков индивидуальная защита от центра площадки. Развитие выносливости. Учебная игра. Тема: совершенствование техники защиты. Тактические действия. Расстановка игроков индивидуальная защита сразу после забитого мяча (прессинг). Развитие выносливости. Учебная игра. Тема: совершенствование техники нападения. Тактика ведения атаки. Постановка заслонов. Групповые действия, индивидуальные действия. Тема: совершенствование техники штрафного броска. Постановка рук, ног при броске. Траектория полета. Развитие выносливости. Учебная игра. Тема: совершенствование техники дальнего броска. Броски мяча с периметра с разных точек работа с набивными мячами. Учебная игра. Тема: совершенствование техники 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 45 46 47 48 49 50 51 52 53 броска мяча после ведения. Ведениедва шага – бросок с правой и с левой стороны. Развитие скоростно-силовых качеств. Учебная игра. Тема: совершенствование техники броска со средней дистанции с пяти точек. Развитие силы. Учебная игра Тема: Подвижные игры. Совершенствование техники защиты (треугольник игрок – кольцо – мяч). Развитие выносливости. Учебная игра. Тема: совершенствование техники передач и бросков мяча в движении. Учебная игра. Тема: совершенствование техники игры в баскетбол. Финты. Финты с мячом и без него. Финты на ведение и бросок. Развитие прыгучести учебная игра. Тема: совершенствование техники перехвата, вырывания, выбивания мяча. Развитие скоростно-силовых качеств. Учебная игра. Тема: совершенствование тактики защиты. Защитник против двух нападающих. Противодействие при бросках мяча в корзину. Учебная игра. Тема; совершенствование техники защиты. Накрывание мяча спереди при броске в корзину. Способы передвижения с техническими приемами игры в защите. Учебная игра. Тема: совершенствование техники ведения мяча, броска в кольцо. Баскетбольные эстафеты. Тема: совершенствование техники защиты. Действие защитников при пробитии штрафных и розыгрыше спорных мячей. Развитие скоростно – силовых качеств. Учебная игра. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 Тема: совершенствование техники броска мяча. Броски с места и в движении, с разворота и крюк. Развитие силы. Учебная игра. Тема: совершенствование техники отбора мяча. Выбивание, вырывание. Работа на быстроту. Перехваты мяча. Развитие выносливости. Учебная игра. Тема: совершенствование техники броска мяча после ведения. Ведениедва шага – бросок с правой и с левой стороны. Развитие скоростно-силовых качеств. Учебная игра. Тема: совершенствование техники передвижения с мячом и без мяча. Развитие быстроты. Челночный бег. Учебная игра. Тема: совершенствование техники ведения с переводами (под ногой; по «восьмёрке»; с изменением высоты отскока перекладывая кубики) и передач мяча во встречных колоннах. Учебная игра. Тема: совершенствование техники подбора мяча от щита. Работа над отскоком с щитом. Упражнения на быстроту. Развитие прыгучести. Учебная игра. Тема: тактические действия в нападении. Заслоны, передвижения, отскок. Развитие реакции и быстроты. Учебная игра. Тема: совершенствование техники передачи мяча. Работа в двойках восьмерках. Подбор мяча – передача мяча – атака на кольцо. Учебная игра. Тема: совершенствование техники дальнего броска. Броски мяча с периметра с разных точек работа с набивными мячами. Учебная игра. Тема: общая техника игры в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 64 65 66 67 68 69 60 61 62 63 баскетбол, ведение передачи, броски мяча. Развитие быстроты, Учебная игра. Тема: совершенствование техники владения мячом: ловля, передача, броски кольцо, ведение мяча, финты. Учебная игра. Тема: общая техника игры в баскетбол. Индивидуальная работа каждого игрока. Развитие силы. Учебная игра. Тема: совершенствование техники индивидуальных, групповых и командных действий в нападении. Учебная игра. Тема: совершенствование техники индивидуальных, групповых и командных действий в защите. Учебная игра. Тема: совершенствование техники нападения и защиты. Товарищеская игра. Тема: теория – основы техники и тактик баскетбола. Развитие общей выносливости. Тема: совершенствование техники передачи мяча. Работа в двойках восьмерках. Подбор мяча – передача мяча – атака на кольцо. Учебная игра. Тема: совершенствование техники передачи мяча. Работа в двойках восьмерках. Подбор мяча – передача мяча – атака на кольцо. Учебная игра. Тема: обучение техники броска мяча после ведения. Ведение - два шага – бросок с правой и с левой стороны. Развитие скоростно-силовых качеств. Учебная игра. Тема: Ведение мяча. Двойной шаг с ведением. Двухсторонняя игра. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 64 65 66 67 68 69 70 71 72 Тема: теория – основы техники и тактик баскетбола. Правила игры. Развитие общей выносливости. Тема: общая техника игры в баскетбол, ведение передачи, броски мяча. Развитие быстроты, учебная игра. Тема: обучение техники передвижения в баскетболе. Передвижения шагом, бегом, прыжками. Постановка ног, бег на короткие дистанции. Учебная игра. Тема: обучение техники остановки. Остановка шагом, прыжком. Развитие прыгучести. Учебная игра Тема: обучение передачи мяча. Передача мяча от груди, из-за головы, в прыжке, одной рукой. Развитие быстроты реакции. Учебная игра. Тема: обучение техники ловли мяча. Ловля мяча над головой, на уровни груди, катящегося мяча, мяча с отскоком. Развитие выносливости учебная игра. Тема: обучение техники броска мяча. Постановки рук, бросок от груди. Броски одной рукой от плеча. Развитие скоростно-силовых качеств. Учебная игра. Тема: обучение техники ведения мяча. Ведение левой, правой руками. Попеременно. Закрывание мяча торсом. Развитие силы. Учебная игра. Тема: обучение техники поворотов. Повороты на месте. Поворотыпередачи мяча. Развитие быстроты. Бег на короткие дистанции. Учебная игра. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 3.3. План воспитательной работы Цели и задачи воспитательной работы: - Формирование представления у учащихся о будущей деятельности на пользу общества. - Подготовка учащихся к дальнейшему обучению, направленному на овладение будущей профессией. - Помощь в овладении навыками самостоятельности (принятие решений, самовоспитание, самообразование). - Развитие познавательной активности учащихся, продолжить работу по мотивации учебно-тренировочной деятельности. - Обучение умению объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности. - Совершенствование навыков здорового образа жизни. - Привитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и родного края, формирование гражданской позиции. - Использование педагогических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. - Создание оптимально комфортных условий для развития личности, сохранения её неповторимости и раскрытия её потенциальных способностей. - Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Направления воспитательной работы: - Гражданско-патриотическое направление. - Учебно-познавательная деятельность. - Физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности. - Психолого-педагогическое сопровождение. Работа с родителями. Гражданско-патриотическое направление: Цели: 1) формирование гражданской позиции, привитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и родного города; 2) обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи: 1) формировать у учащихся культуру миропонимания; 2) формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нём; 3) обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования 29 № Содержание и формы работы Ответственный 1 Беседа: «Что вы хотите от жизни?» руководитель 2 Беседа: «Семья в жизни человека» руководитель 4 Беседы с правоохранительных ответственности правонарушения. 5 Беседы о борьбе с террором. руководитель 6 Дискуссия на тему: «Я имею право на…» руководитель 7 «Встреча поколений» - мероприятия в честь руководитель, актив группы Дня Победы. представителями руководитель, органов об ПДН учащихся за инспектор Учебно-познавательная деятельность: Цель: 1) оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно; 2) обогащение представления об окружающем мире, развитие потребности в расширении кругозора. Задачи: 1) определить круг реальных учебных возможностей ученика; 2) создать условия для подтверждения учащихся в интеллектуальном и физическом развитии; 3)формировать культуру интеллектуального и физического развития и совершенствования. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Изучение результативности деятельности членов старшей группы за предыдущий учебный год для организации коррекционной работы. руководитель 2 Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной и физической деятельности каждого учащегося. руководитель 3 Контроль за успеваемостью учащихся группы руководитель 4 Помощь в развитии физических способностей и достижении высоких результатов. руководитель 30 Проводить обсуждение прочитанного увиденного в СМИ о спорте. 5 6 и руководитель Принимать активное участие в предметной неделе физической культуры. руководитель Физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности: Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. Задачи: 1) знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации; 2) формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Беседы по пожарной безопасности. руководитель 2 Беседа-напоминание о правилах поведения на занятиях в спортивном зале. руководитель 3 Беседы по профилактике простудных заболеваний. руководитель 4 Беседа о личной гигиене и режиме дня. руководитель 5 Участие в соревнованиях по различным видам спорта. руководитель 6 Беседа: «Диеты, лечебное питание, голодание, пост». руководитель, фельдшер 7 Беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. руководитель Психолого-педагогическое сопровождение: Цель: создание оптимально комфортных условий для развития личности, сохранения её неповторимости и раскрытия её потенциальных способностей. Задачи: 1) изучать личность ребёнка; 2) учитывать в работе черты характера и подбирать соответствующие методы работы; 31 3) поддерживать связь и взаимодействие в работе с учителями, родителями. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Индивидуальные беседы с учащимися. руководитель 2 Посещение семей учащихся. руководитель 3 Изучение уровня воспитанности учащихся. руководитель 4 Использование педагогических коллектива. различных методов для 5 Организационное группы. собрание. 6 Беседа: «Что значит – человек состоялся?» руководитель 7 Беседа «Как бороться с конфликтами» руководитель психолого- руководитель изучения Выборы актива руководитель Работа с родителями: Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи: 1) организация и совместное проведение досуга детей и родителей; 2) организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; 3) создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Работа с родительским активом. руководитель 2 Информирование родителей тренировочной деятельности психологическом состоянии. 3 Участие родителей в подготовке спортивных мероприятий. 4 Индивидуальные беседы и консультации. о результатах руководитель ребёнка, его и проведении руководитель руководитель 32 Законы жизни в коллективе. 1. Учись честно говорить о своих ошибках. 2. Будь объективным к себе и другим. 3. Учись слушать и слышать, смотреть и видеть. 4. Учись понимать и делать выводы. 5. Умей сопереживать. 6. Проявляй терпение и терпимость. Изучение личности обучающегося (диагностика и мониторинг). Изучение условий проживания школьников. Изучение состояния здоровья детей (наблюдение на занятиях за состоянием здоровья обучающихся), помощь в организации и проведении медицинских осмотров. Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся Профилактическая и коррекционная работа. Обеспечение санитарно-гигиенических требований к учебному помещению. Организация дежурства в группе. 3. Контроль наличия второй (сменной) обуви у обучающихся. 4. Беседы по профилактике травматизма и инфекционных заболеваний. 3.4. Методические материалы Для обучения тактики и техники надо всегда иметь раздаточный материал, инструкционные и технологические карты, упражнения. Это очень облегчает задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и введение условностей. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: - информационно-познавательные (беседы, показ); - творческие (развивающие игры); - методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы). Спортивный инвентарь: Баскетбольные мячи -10 штук; набивные мячи - на каждого обучающегося; перекладины для подтягивания в висе – 1 шт.; баскетбольные кольца; гимнастические маты; теннисные мячи -10 штук; Спортивные снаряды: гимнастические скамейки – 3 шт.; гимнастическая стенка – 3 пролета. 33 3.5. Лист корректировки ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ педагога дополнительного образования ______________________________ по _____________________________________________________________ № п\п Название раздела, темы Тема урока Дата Причина проведен корректи ия по ровки плану Корректи рующее мероприя тие Дата проведен ия по факту