УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ПРИНЯТО» Педагогическим советом МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым Протокол от 01.04.2024 № 01 «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым _________ М.В. Шубина «01» апреля 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шашкам» на 2024/ 2025 учебный год Направленность физкультурно-спортивная Срок реализации программы 1 год (36 часа) Вид программы модифицированная Уровень базовый Возраст обучающихся 5-9 лет Составитель Шубина М.В. Должность директор МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым Красноперекопский район, 2024 год 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовая основа программы 1.1.2. Направленность образовательной программы 1.1.3. Актуальность дополнительной программы 1.1.4. Новизна программы 1.1.5. Отличительные особенности программы 1.1.6. Педагогическая целесообразность 1.1.7. Адресат программы 1.1.8. Объем и сроки освоения программы 1.1.9. Уровень программы 1.1.10. Формы обучения 1.1.11. Особенности организации образовательного процесса 1.1.12. Режим занятий 1.2. Цели и задачи программы 1.2.1. Цель программы 1.2.2. Задачи программы 1.3. Воспитательный потенциал программы 1.4. Содержание программы 1.4.1. Учебный план 1.4.2. Содержание учебного плана 1.5. Планируемые результаты 1.5.1. Личностные 1.5.2. Метапредметные 1.5.3. Предметные 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение 2.2.2. Информационное обеспечение 2.2.3. Кадровое обеспечение 2.2.4. Методическое обеспечение 2.3. Формы аттестации 2.4. Список литературы 2.4.1. Основная литература 2.4.2. Литература для педагога 2.4.3. Литература для обучающихся 2.4.4. Литература для родителей 3. Приложения 3.1. Оценочные материалы 3.2. Календарно-тематическое планирование 3.3. План воспитательной работы 3.4. Методические материалы 3.5. Лист корректировки 3 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовая основа программы В настоящее время основой разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является следующая нормативно-правовая база: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); 4 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере 5 при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015г. № 09-3242; Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»; 6 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устава МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики. 1.1.2. Направленность образовательной программы Программа является модифицируемой, ознакомительного уровня и имеет – физкультурно-спортивную направленность. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; 7 1.1.3. Актуальность дополнительной программы Актуальность программы обусловлена тем, что появилась потребность у обучающихся старших классов в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта. 1.1.4. Новизна программы Новизна данной образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов творческого мышления, ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, стимулирует социальную и гражданскую активность, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков. 1.1.5. Отличительные особенности программы Отличительная особенность заключается в том, что структура занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным методом при формировании качеств физического совершенствования учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. 1.1.6. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы заключается в привлечении учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что способствует развитию логического мышления, творческих способностей и навыков решения задач спортивной направленности. Программирование мотивирует к активным занятиям в различных областях (силовых, тактических, скоростных и т.д.), развивает воображение и способствует коммуникабельности в общении со сверстниками. 1.1.7. Адресат программы Программа по шашкам реализуется на базе МБОУ Почетненский УВК МО Красноперекопский район Республика Крым. Занятия проводятся в спортивном зале. В группы для занятий волейболом принимаются обучающиеся в возрасте 5-9 лет, имеющие допуск врача. 1.1.8. Объем и сроки освоения программы Дополнительная общеобразовательная программа «Шашки» общий срок реализации – 1 год. Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в шашки. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. 8 Наполняемость учебных групп – не более 25 человек. По окончании реализации программы каждый обучающийся должен: - освоить теоретический раздел программы; научиться выполнять объемы тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями; - овладеть базовой и специальной техникой, скоростными, кондиционными и координационными упражнениями, соответствующими этапу обучения. Основной формой подведения итогов работы по программе являются спортивные соревнования по шашкам и выполнение контрольных нормативов. 1.1.9. Уровень программы Программа является модифицируемой, ознакомительного уровня 1.1.10. Формы обучения Занятия проводятся на основе общих методических принципов. Используются методы наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение – элементарным и простым. Сетевая форма реализации программы обеспечивает возможность освоение обучающимися необходимых навыков с использованием ресурсов МБОУ Почетненский УВК обладающее необходимыми ресурсами для осуществления обучения, по физкультурно-спортивной направленности. Занятия проводятся на основе общих методических принципов. Используются методы наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение – элементарным и простым. Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации программы являются: - групповые и индивидуальные, - теоретические и практические занятия, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры; - соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные), 1.1.11. Особенности организации образовательного процесса Организация образовательного процесса происходит в соответствии с индивидуальными учебными планами в секциях, допускается комплектование разновозрастных групп и деление группы на 2 подгруппы. Набор (перевод) учащихся осуществляется ежегодно до начала учебного года согласно Уставу 9 ДЮСШ и санитарно-эпидемиологических наполняемости учебных групп. правил и требований к 1.1.12. Режим занятий Периодичность проведения занятий по программе – 1 раз в неделю по 1 академическому часу. 1.2. Цели и задачи программы 1.2.1. Цель программы Целью является овладение навыками и умениями использовать средства и методы двигательной деятельности в разнообразных формах. 1.2.2. Задачи программы Образовательные: Обучение базовым организационным навыкам, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту; Личностные: Воспитание привычки к занятиям физической культурой и спортом как коллективно, так и самостоятельно. Метапредметные: - расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями; - укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся; - воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами командно – игровой деятельности; - создание представлений об индивидуальных физических возможностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья; - обучение основам физиологии и гигиены физического воспитания, профилактики травматизма, коррекции телосложения. 1.3. Воспитательный потенциал программы Особое место воспитательный процесс занимает в работе ДЮСШ, где программа по волейболу направлена на формирование таких личностных качеств обучающихся, как активная гражданская позиция, патриотизм, инициативность, толерантность, целеустремлённость и многие другие. Именно дополнительное образование наиболее успешно умеет решать воспитательные задачи, которые ставит перед ним государство и общество. 10 1.4. Содержание программы 1.4.1. Учебный план Раздел учебного курса Кол-во часов Всего Теория Раздел 1. Шахматная доска 2 и фигуры 2 Раздел 2. Ходы и взятие 6 фигур 1 Практика Форма аттестации/кон троля Индивидуальн ые задания 5 Индивидуальн ые задания Раздел 3. Цель и результат 4 шашечной партии 4 Индивидуальн ые задания Раздел 4. Общие принципы 6 разыгрывание партии 6 Индивидуальн ые задания Раздел 5. Особенности 2 хода «дамки» 2 Индивидуальн ые задания Раздел 6. Тактические 8 приемы и особенности их применения 8 Индивидуальн ые задания Раздел турнир 2 Индивидуальн ые задания 7. Шашечный 2 Раздел 8. Игра «уголки» 2 2 Индивидуальн ые задания Раздел 9. Игра «поддавки» 2 2 Индивидуальн ые задания Подведение 2 2 Тестирование Раздел 10. итогов года Итого 36 1.4.2. Содержание учебного плана 1. Шахматная доска и фигуры (2 ч) Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек. 2. Ходы и взятие фигур (6 ч) 11 Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 3. Цель и результат шашечной партии (4 ч) Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. 4. Общие принципы разыгрывание партии (6 ч) Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика. 5. Особенности хода «дамки» (2 ч) Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 6. Тактические приемы и особенности их применения (8 ч) Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы. 7. Шашечный турнир (2 ч). Игры в парах. Игры в командах. 8. Игра «уголки» (2 ч). Правила игры «Уголки». Игровая практика «Уголки». 9. Игра «поддавки» (2 ч). Правила игры «Поддавки». Игровая практика «Поддавки». 10. Подведение итогов года (2ч). Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся. 1.5. Планируемые результаты 1.5.1. Личностные 1. Занимающиеся должны знать: • шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья; • названия шашечных фигур: шашка, дамка 2. Занимающиеся должны уметь: • ориентироваться на шахматной доске; • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса; • правильно помещать шахматную доску между партнерами; • правильно расставлять фигуры перед игрой; • различать горизонталь, вертикаль, диагональ; Личностные и метапредметные результаты освоения программы «Шашки»: 12 Личностные результаты: • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 1.5.2. Метапредметные Регулятивные УУД: • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Познавательные УУД: • ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг. • умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. • умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенной учителем литературы. • умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). • перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. 13 • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 1.5.3. Предметные • Знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. • Правильно расставлять фигуры перед игрой; • Сравнивать, находить общее и различие. • Уметь ориентироваться на шахматной доске. • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный год, месяцы обучения № п/ Виды подготовки п IX X 7 Шахматная доска 1 и фигуры Ходы и взятие фигур 3 Цель и результат 1 шашечной партии Общие принципы разыгрывание 6 партии Особенности хода «дамки» Тактические приемы и особенности их применения Шашечный турнир 8 Игра «уголки» 9 Игра «поддавки» 10 Подведение итогов года 1 2 3 4 5 6 XI XII I I I II I I V Колво VI VII часов V VI за I I год 2 х х х 1 1 1 х х х 6 х х х 4 1 1 1 1 1 1 1 6 1 2 2 1 х х х 1 х х х 1 2 8 2 2 1 1 1 х х х 2 2 1 1 1 х х х 2 х х х 2 х х х 2 2 х х х 2 14 2.2. Условия реализации программы Образовательная деятельность длится 9 месяцев (с сентября по май). Каникулярный период длится 3 месяца (с июня по август) Условия набора детей: в группу обучения принимаются все желающие заниматься в данном объединении, на основании письменного заявления родителей. Набор детей в группу обучения проводится в августе - сентябре. Комплектование группы обучения проводится до 15 сентября. 2.2.1. Материально-техническое обеспечение Для обучения тактики и техники надо всегда иметь раздаточный материал, инструкционные и технологические карты, упражнения. Это очень облегчает задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и введение условностей Материально-техническая база для реализации программы - комплекты шашек и досок (20 комплектов); - тетради, ручки-20 шт; - магнитная доска с фигурами-1 шт. - шахматные часы. -учебно-методическая литература по шашкам. 2.2.2. Информационное обеспечение Основной формой образовательного процесса является очная форма проведения учебно-тренировочных и с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (обязательное изучение теоретических и практических частей программы). Виды занятий: теоретические (лекции), практические - учебнотренировочные занятия, соревнования, самостоятельная работа, электронное обучение (ЭО) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). (ДОТ) - это технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Они включают в себя совокупность программных средств учебного назначения (электронные учебные пособия и учебники, компьютерные обучающие программы и т.п.), а также образовательные программы и учебно-методические комплексы, предназначенные для сопровождения образовательного процесса. (ЭО) - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. 15 ДОТ и ЭО обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и тренера-преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе тренерско-преподавательских организованных технологий обучения. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype - общение; электронная почта; облачные сервисы; СМС. 2.2.3. Кадровое обеспечение Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 2.2.4. Методическое обеспечение Для обучения тактики и техники надо всегда иметь раздаточный материал, инструкционные и технологические карты, упражнения. Это очень облегчает задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и введение условностей. Методы обучения на занятиях: • Словесный - объяснение терминов, новых понятий. Словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д. Наглядный - показ тренером-преподавателем правильного выполнения упражнений, демонстрация фото и видео материалов. Наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях. Практический - выполнение учащимися практических заданий и упражнений. Практические методы метод упражнений, игровой метод, соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами - в целом и по частям. Игровой – активирующий внимание, улучшающий эмоциональное состояние учащихся. Соревновательный метод применяется после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры в волейбол. Формы организации занятий с учащимися: • групповая; • индивидуально-групповая; 16 • индивидуальная; Формы организации учебного занятия: учебно-тренировочные занятия, - беседы, - соревнования, - товарищеские встречи, - тестирования, - игры. Структура учебного занятия: - вводная часть; - основная часть; - заключительная часть. Особенностью организации обучения волейболиста является: - переход от обще подготовительных средств к наиболее специализированным для волейбола; планомерное прибавление вариативности выполнения приёмов игры в волейбол. увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе занятий; постепенный переход от обучения техническим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей; увеличение объёма тренировочных нагрузок; повышение интенсивности занятий. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: - информационно-познавательные (беседы, показ); - творческие (развивающие игры); - методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы). 2.3. Формы аттестации Тестирование физической подготовленности позволяет с помощью контрольных упражнений (тестов) – стандартизированных по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий – определить уровень развития отдельных физических качеств, т.е. уровень физической подготовленности занимающихся. 17 2.4. Список литературы 2.4.1. Основная литература 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011.Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,2002 Тимофеев А.А. 2. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 2001 - №3 3. Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4 2.4.2. Литература для педагога 1. Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009). 2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011. 2.4.3. Литература для обучающихся 1. Абаулин В. «Начала в шашечной партии», М., «Фис», 1965. 2. Аринина Н.Л. «Уроки прекрасного» М., «Просвещение», 1983. 3. Аринина Н.Л. «Актуальные проблемы эстетического воспитания».Владимир, ВГПИ, 1974. 4. Адамович В.К. «Позиционные приемы борьбы в русских шашках». М.,«Фис», 1976. 2.4.4. Литература для родителей 1. Бакуменко В.М. «Матч за шашечное первенство СССР»,Харьков, 1928. 2. Берлинков Б.Л. «Шашечные партии белорусских мастеров»Минск, Полымя, 1983. 3. Блиндер Б.М. «Шашечные этюды». М., «ОГИЗ – Физкультура и туризм», 1937. 4. Вигман В.Я. «Радость творчества». М., «Фис», 1986. 18 3. Приложение 3.1. Оценочные материалы Нормативные требования по окончанию обучения Оценивание производится на основании результатов соревнований и турниров внутришкольных, районных и других уровней. № п/п 1 Контрольные упражнения 4 Знания простейших дебютных принципов, стратегических идеи гибельного начала Определять названия и идеи основных тактических приемов Владеть простейшими принципами реализации материального преимущества, разыгрывания середины партии Ловить дамку четырьмя дамками, тремя дамками 5 Участвовать в соревнованиях. 2 3 Показатель + + + + 3 мероприятия Пакет диагностических методик Предметная диагностика проводится в форме: - контрольных опросов: знание и применение исторического материала (разученных партий) в своей игровой практике; - тестирования: знания конспекта личного дебютного репертуара; - творческих заданий: подготовка рефератов, умение работать с литературой; - контрольных выездов: участие в учебно-тренировочных соревнованиях; - участия в тематических играх: проведение квалификационных первенств на знание детьми правил игры и турнирной дисциплины (правил поведения, умения выслушать судью); - конкурсов: конкурсные решения позиций; - соревнований: положительный баланс сыгранных партий, получение грамот и дипломов в квалификационных турнирах разного уровня. Педагогическая диагностика предусматривает: - анкетирование; - наблюдение для последующих бесед; - наблюдение с целью выявления оценки коммуникабельности и психологической совместимости участников команды; - личные беседы с детьми и их родителями; - анализ индивидуальной и групповой результативности учащихся в соревнованиях; процесс освоения предметной деятельности является благоприятной средой для развития познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления). 19 Развитие этих познавательных процессов диагностируется педагогом в процессе освоения воспитанниками игры в шашки методом педагогического наблюдения или беседы. Фонд оценочных средств программы При работе по программе используется методика поэтапного выполнения заданий по устным или иллюстративным рекомендациям. Для создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания обучающихся педагог по необходимости может чередовать учебный материал и варьировать количество часов, отведенное на прохождение конкретной темы. 3.2. Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование 1 часа в неделю (36 учебных недель) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16 17 Дата Факт прове ическ дения и Раздел, тема урока Место шашек в мировой культуре. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Ходы пешкой. Ходы пешкой. Упражнения на выполнение ходов пешками. Упражнения на выполнение ходов пешками. Маршруты движения фигур. Маршруты движения фигур. Обучение алгоритму хода. Видеолекторий, настольные игры. Открытые и двойные ходы. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Анализ учебных партий Правила поведения в соревнованиях. Анализ учебных партий, игровая практика. Колич ество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Прим ечани е Форм а аттес тации 20 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Анализ учебных партий, игровая практика. Понятие «Дамка» Упражнения на выполнение ходов дамкой. Слабость крайней горизонтали. Слабость крайней горизонтали. Игровая практика. Двойной удар Открытое нападение Понятие о комбинации. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия. Освобождение пространства, уничтожение защиты. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы. Шашечный турнир (игра в парах) Шашечный турнир (командная игра) Правила игры «Уголки» Игровая практика. «Уголки» Правила игры «Поддавки» Игровая практика. «Поддавки» Подведение итогов года Подведение итогов года 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3.3. План воспитательной работы Цели и задачи воспитательной работы: - Формирование представления у учащихся о будущей деятельности на пользу общества. - Подготовка учащихся к дальнейшему обучению, направленному на овладение будущей профессией. - Помощь в овладении навыками самостоятельности (принятие решений, самовоспитание, самообразование). - Развитие познавательной активности учащихся, продолжить работу по мотивации учебно-тренировочной деятельности. 21 - Обучение умению объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности. - Совершенствование навыков здорового образа жизни. - Привитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и родного края, формирование гражданской позиции. - Использование педагогических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. - Создание оптимально комфортных условий для развития личности, сохранения её неповторимости и раскрытия её потенциальных способностей. - Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Направления воспитательной работы: - Гражданско-патриотическое направление. - Учебно-познавательная деятельность. - Физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности. - Психолого-педагогическое сопровождение. Работа с родителями. Гражданско-патриотическое направление: Цели: 1) формирование гражданской позиции, привитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и родного города; 2) обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи: 1) формировать у учащихся культуру миропонимания; 2) формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нём; 3) обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования № Содержание и формы работы Ответственный 1 Беседа: «Что вы хотите от жизни?» руководитель 2 Беседа: «Семья в жизни человека» руководитель 4 Беседы с правоохранительных ответственности правонарушения. 5 Беседы о борьбе с террором. представителями руководитель, органов об ПДН учащихся за руководитель инспектор 22 6 Дискуссия на тему: «Я имею право на…» руководитель 7 «Встреча поколений» - мероприятия в честь руководитель, актив группы Дня Победы. Учебно-познавательная деятельность: Цель: 1) оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно; 2) обогащение представления об окружающем мире, развитие потребности в расширении кругозора. Задачи: 1) определить круг реальных учебных возможностей ученика; 2) создать условия для подтверждения учащихся в интеллектуальном и физическом развитии; 3)формировать культуру интеллектуального и физического развития и совершенствования. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Изучение результативности деятельности членов старшей группы за предыдущий учебный год для организации коррекционной работы. руководитель 2 Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной и физической деятельности каждого учащегося. руководитель 3 Контроль за успеваемостью учащихся группы руководитель 4 Помощь в развитии физических способностей и достижении высоких результатов. руководитель 5 Проводить обсуждение прочитанного увиденного в СМИ о спорте. и руководитель Принимать активное участие в предметной неделе физической культуры. руководитель 6 Физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности: Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. 23 Задачи: 1) знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации; 2) формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Беседы по пожарной безопасности. руководитель 2 Беседа-напоминание о правилах поведения на занятиях в спортивном зале. руководитель 3 Беседы по профилактике простудных заболеваний. руководитель 4 Беседа о личной гигиене и режиме дня. руководитель 5 Участие в соревнованиях по различным видам спорта. руководитель 6 Беседа: «Диеты, лечебное питание, голодание, пост». руководитель, фельдшер 7 Беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. руководитель Психолого-педагогическое сопровождение: Цель: создание оптимально комфортных условий для развития личности, сохранения её неповторимости и раскрытия её потенциальных способностей. Задачи: 1) изучать личность ребёнка; 2) учитывать в работе черты характера и подбирать соответствующие методы работы; 3) поддерживать связь и взаимодействие в работе с учителями, родителями. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Индивидуальные беседы с учащимися. руководитель 2 Посещение семей учащихся. руководитель 3 Изучение уровня воспитанности учащихся. руководитель 4 Использование педагогических различных методов для психолого- руководитель изучения 24 коллектива. 5 Организационное группы. собрание. Выборы актива руководитель 6 Беседа: «Что значит – человек состоялся?» руководитель 7 Беседа «Как бороться с конфликтами» руководитель Работа с родителями: Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи: 1) организация и совместное проведение досуга детей и родителей; 2) организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; 3) создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Работа с родительским активом. руководитель 2 Информирование родителей тренировочной деятельности психологическом состоянии. 3 Участие родителей в подготовке спортивных мероприятий. 4 Индивидуальные беседы и консультации. о результатах руководитель ребёнка, его и проведении Законы жизни в коллективе. 1. Учись честно говорить о своих ошибках. 2. Будь объективным к себе и другим. 3. Учись слушать и слышать, смотреть и видеть. 4. Учись понимать и делать выводы. 5. Умей сопереживать. 6. Проявляй терпение и терпимость. Изучение личности обучающегося (диагностика и мониторинг). Изучение условий проживания школьников. руководитель руководитель 25 Изучение состояния здоровья детей (наблюдение на занятиях за состоянием здоровья обучающихся), помощь в организации и проведении медицинских осмотров. Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся Профилактическая и коррекционная работа. Обеспечение санитарно-гигиенических требований к учебному помещению. Организация дежурства в группе. 3. Контроль наличия второй (сменной) обуви у обучающихся. 4. Беседы по профилактике травматизма и инфекционных заболеваний. 3.4. Методические материалы Для обучения тактики и техники надо всегда иметь раздаточный материал, инструкционные и технологические карты, упражнения. Это очень облегчает задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и введение условностей. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: - информационно-познавательные (беседы, показ); - творческие (развивающие игры); - методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы). 3.5. Лист корректировки ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ педагога дополнительного образования ______________________________ по _____________________________________________________________ № п\п Название раздела, темы Тема урока Дата Причина проведен корректи ия по ровки плану Корректи рующее мероприя тие Дата проведен ия по факту