«ПРИНЯТО» на педагогическом совете МБОУ ДОД «ДЮСШ» МО Красноперекопский район Республики Крым Протокол № 10 от «11» марта 2023 года «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым ____________ М.В. Шубина Приказ от «11» марта 2023 года № 21 ПОЛОЖЕНИЕ о методах выявленияодаренных детей, обучающихсяпо дополнительнымобщеобразовательнымпрограммамвобласти физическойкультурыиспорта І.Общие положения Физическое воспитание является неотъемлемой составляющей воспитания иобразованияподрастающегопоколенияРоссийскойФедерации. Однойизприоритетныхзадачвсферефизическойкультурыиспортаявляетсясозданиеусло вий,обеспечивающихвыявлениеподдержкуиразвитиеодаренныхдетей,ихсамореализацию,всо ответствиисихспособностямиипотенциальнымивозможностямидляформированияспортивной мотивации,профессиональнойориентацииобучающихся,подготовкуихкпоступлениювобразов ательныеорганизации,реализующиепрофессиональные образовательныепрограммывобластифизическойкультурыиспорта. ВсоответствиисКонцепциейобщенациональнойсистемывыявленияиразвитиямолодыхтала нтов,миссиягосударствавсферепоискаиподдержкиодаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную системуобразования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностейвсехдетейимолодежи,ихдальнейшейсамореализации,независимоотместажитель ства,социальногоположенияифинансовыхвозможностейсемьи. Основнымицелямиизадачамиповыявлению,поддержкеиразвитиюспособностейиталантов уодаренныхдетейфизкультурно—спортивнойнаправленностиявляются: - выявлениевыдающихсяспособностейдетей,сопровождениеимониторингихдальнейшегор азвития; - координация,организацияипроведениеконкурсов,спортивныхмероприятий,направленн ыхна развитие способностей в том или ином виде спорта,уровня результатови достиженийв избранномвиде спорта, интереса к спортивнойдеятельности,пропагандаспортивныхдостижений; Насегодняшнийденьнеобходимаскоординированная работавсехучастниковобразовательныхотношенийворганизацияхдополнительногообразованияфизк ультурноспортивнойнаправленностиповыявлению,поддержкеиразвитиюспособностейуодаренныхдетей. Важнопониматьуникальностьинеповторимостькаждогоребёнкаипредоставитьемувозможно стьдляраскрытия,сохраненияиразвитияегопотенциала,создаввсенеобходимыеусловия,способству ющиеразвитиюегоспособностей. II. Теоретическиехарактеристикиодаренности. Определениепонятий«Способность»,«Одаренность». Понятие«Спортивнаяодаренность» Одаренностьэтосистемное,развивающеесявтечениежизникачествопсихики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких посравнениюсдругимилюдьми,незаурядныхрезультатовводномилинесколькихвидахдеятельн ости. Терминология«одарённыйребенок»включаеттакиепонятия,какспособность,талант,ода рённость,гениальность. Способностьюназываютиндивидуальныеособенностиличности,помогающиеейуспешн озаниматьсяопределённойдеятельностью. Талантом называютвыдающиесяспособности, высокую степень одарённостив какой— либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённойсфере. Подтермином«Одарённость»понимаетсявысокийуровеньразвитияспособностей,значи тельноотличающихсяотсреднего. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяетсяяркими, очевидными,иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для такихдостижений)в томилииномвидедеятельности. Говоряо способности,подчеркиваютвозможностьчеловекачто-тоделать, аговоряоталанте(одаренности),подчеркиваетсяприрожденныйхарактерданногокачества(спосо бности)человека.Вместестем,испособностииодаренностьпроявляютсяв успешнойдеятельности. Одаренностьмoжeтпроявлятьсякак: - явная, которая у всех на виду, обычно это высокая одаренность. (по даннымпсихологовчислотакихдетейсоставляет1—3%отобщегочисладетей); — возрастная, когда в одном возрасте ребенок показывает одаренность, а потомонаисчезает(такихдетейбольшинство); скрытая,тоестьнепроявленная,существуеткакперспектива(такихдетей2025%отобщегочисла). Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самыезамечательныеспособностиребенканеявляютсяпрямымидостаточнымпоказателемегодо стиженийвбудущем. Признакиодаренности,проявляемыевдетскиегоды,дажеприсамыхблагоприятныхуслов ияхмогутлибопостепенно,либовесьмабыстроисчезнуть.Поэтому,впрактическойработесдетьм ивместопонятия«одаренныйребенок»можноиспользоватьпонятие«ребенокспризнакамиодаре нности». На ceгoдняшний день определены следующие виды одаренности: - умственная, - социальная, - моторная, - практическая. Ведущимвпознанииспортивнойодаренностиявляетсяопределениевозможностей моторной организации человека и его психических способностей,которыемогутбытькакврожденными,такиприобретеннымивпроцесседеятел ьности. Точнее двигательную одаренность можно определить, как сочетаниеврожденныхантропометрических,морфологических,психологических,физиоло гическихибиохимическихособенностейчеловека,однонаправленновлияющихнауспешнос тькакого-либовидадвигательнойдеятельности. Детей,относящихсяк даннойгруппе,отличает:энергичность,стремлениекучастию во всевозможныхсоревнованиях, подвижныхспортивныхиграх, быстротареакции,легкостьвдвижениях,хорошаякоординация,физическаявыносливость. Врожденные индивидуальные качества, отвечающие требованиям какого— либовидаспорта,определяютсянекакспортивнаяодаренностьвообще,акакконституциональная профессиональнаяпригодностькэтомувидуспорта.Выдающиесяфизическиезадаткисамипосеб енегарантируютналичияспособностей,обусловленныхпсихическойодаренностью. Двигательныезадатки складываютсяиз морфологических, функциональных ипсихологическихпризнаков.Этизадаткипредполагаютвозможнымотборспособныхобучающи хся,укоторыхярковыраженыконституциональныеособенностиифизическиеспособности,необх одимыедлязанятийтемилиинымвидомспорта. Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития.Врождённымимогут быть лишь анатомо-физиологические особенности,то естьзадатки,которыележатвосноверазвитияспособностей.Ктакимзадаткамотносятсяособе нностивысшейнервнойдеятельности,строениетела,свойстванервномышечногоаппаратаит.д. Благодаря способностям быстро приобретаются искусные навыкиэффективныхспортивныхдействий—спортивнаятехника. Выдающиесяспортивныедостижения— эторезультатсложноговзаимодействиянаследственныхфакторовивлияниявнешнейсреды.Диск уссионнымприэтомявляетсявопрососоотношенииэтихслагаемыхспортивныхуспехов.Одниотд аютпредпочтениевнешнимфакторам:труду,воспитанию,занятиям,тренировке,другиенаследственнымспособностям,таланту. Условно различают три уровня развития спортивныхспособностей: I. Книмможноотнести хорошее здоровье,нормальноефизическоеразвитие,трудолюбие,настойчивость,работосп особность,интересы,склонностиит.д. Общиеэлементы спортивных способностей. быстрое освоение спортивнойтехники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжением, высокийуровеньфункциональнойподготовки,способностьпреодолеватьутомление,успешноев осстановлениепослетренировочныхнагрузокит.д. 2. Специальныеэлементыспортивныхспособностей:быстрыйприростспортивн ыхрезультатов,высокий уровеньразвитияспециальныхкачеств,высокаямобилизация,готовностьи устойчивостьв условияхпротивоборства с противникомит.д. Некоторыеспециалистыоднимизпроявлений«двигательнойодарённости»считаютспосо бностьбыстро,«буквальноналету»,схватыватьизапоминатьтехникувыполнениясложныхэлеме нтов,атакжедостаточнопрочноееёзакрепление. Вотдельныхвидахспортаструктураспособностейнеодинакова.Так,вциклическихви дахспортаважнуюрольвструктуреспособностейиграютстабильностьмышечнодвигательных дифференцировок, «чувствотемпа»,«чувстваритма»,способностькадекватнымоценкамфункциональногососто яния. В скоростно-силовых видах спортаважны точные мышечнодвигательныедифференцировки,точнаяпространственновременнаяориентировка,«чувстворитма». В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества,восновекоторыхлежитсистемапроцессов,определяющаявозможностьвкратчайш иесрокивосприниматьвозникающиеситуации,приниматьиреализовыватьтворческиереше ния. Дажекомплексновыраженнаяспортивнаяодаренностьбезразвитыхличностныхкачеств(у порство,трудолюбие,умениерациональноорганизоватьдеятельность)необеспечитдостиженияв ысокихрезультатов. Такимобразом,проблема спортивных способностей требуетосторожногоподхода к оценке природнойодарённости, диктует целесообразность всестороннегоанализаморфологических,функциональныхипсихическихсвойствюногоспо ртсмена. Сучетомспецификиодаренностивдетскомвозрастенаиболееадекватнойформой идентификации признаков одаренности обучающихсяявляется психолого—педагогическии мониторинг. III. Выявлениеодаренныхдетейв системедополнительногообразованияфизкультурноспортивнойнаправленности Большуюрольвразвитиидетскойодаренностииталантливостииграюторганизациидо полнительногообразованиядетейфизкультурноспортивнойнаправленности,которыемогуткомпенсироватьнедостатокучебнойнагрузкивразл ичныхобъединения,секциях.Внихребенокначинаетразвитиесвоихспособностей. Дополнительноеобразованиепредоставляеткаждомуребенкувозможностьсвободногов ыбораобразовательнойпрограммы,времениеёосвоениясучетомего индивидуальныхсклонностей. Индивидуальный характеробразовательного процессапозволяетрешать однуизосновныхзадачдополнительногообразованиявыявление, развитиеиподдержкуодаренныхи талантливыхдетей.Основадеятельностиорганизациидополнительного образованияпозволяетудовлетворятьзапросыконкретныхдетей,используяпотенциалиХсDоб одноговремени. Ворганизапияхдополнительногообразованияфизкультурно— спортивноинаправленностинеобходимопроводитьцеленаправленнуюисистематическу юработу,ориентированнуюнараскрытиеиндивидуальныхвозможностейкаждогоребенк а. Одаренныедетиестьвлюбойобразовательнойорганизации.Задачапедагога — разглядетьвобучающемсяфизическиеспособности(силумышц,быстроту,генетическую выносливость),волевые,;яоральныеидуховныекачества.Далееважнопомочьразвитьире ализоватьэтивозможности. Выявлениеодаренныхдетей— продолжительныипроцесс,связанныйсанализомразвитияконкретногоребенка.Поэ томувсистемедополнительногообразованияфизкультурноспортивнойнаправленностивместоодноМоМентногоотбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепениыи, поэтапныйпоискодаренныхдетей. Длядостижения высоких спортивных результатов необходимо обладать определеннымизадатками,которыевыражаютсявпотенциальныхвозможностяхобучаю щихся.Этизадаткиприэффективнойметодикеирациональномрежимеучебныхзанятиим огутраскрыватьсяипроявлятьсяввысокихспортивныхдостижениях. Для наиболееэффективноии плодотворнойдеятельностис обучающимисявэтомнаправлении,необходимо: учитыватьПріініЈtілyчeniaпотенtЈtіальны.гвоз!ііожносіпеіfреоенка.Впедагогич ескомисоциальномпланеболееважнымибудутявлятьсянетефизическиевозможности,ко торые демонстрируетребенокна сегодняшнийдень, ате,которыеследуетожидатьотнеговбудущем; обратитьвниьtаниенаПpuнtипко.am.чексногооіlениваніfя.Выводободаренностиребе нкаможетбытьсделаннаосновеоценкицелогоспектраспособностей(уіственных,творчес ких,двигательных); 9 следуетотметитьП••!i!inдолговременносіпи.Обследованиедетейдолжнобытьдлительным,а егоорганизация—поэтапнои; pe кoмeндyeтcяучитыватьПpuнiltin)!чGlcinuяуазлtічныхспециалистов.Вдиагностическомобследованииод аренныхдетейдопжныучаствоватьпедагоги, психологи, врачи, родители. Только сопоставлениевсех полученных данных можетдатьобъективнуюкартину; предложитьприменятьПpинtиписпользоgанияіпренинговыхмепіодоаизаdанtій.Тренинго выеметодики(вотличиеотдиагностическихметодик)вобучениидетейсоспортивноиодаренность юпризванырешать,преждевсего,задачифизическогоразвитияребенка,атакжеспособствуютснят июпсихологическихбарьеровмеікдуисследователемииспытуемым; рекомендуетсяиспользоватьNynнiJunучлсівіілбеінеfiв оцеикесобсіпеенно(icпopпnieнohодаренwости.Реализацияэтогопринципавработесдетьмиможетвкл ючатьв себя рефлексиюи анализ ребенкомсобственногодвигательногоопыта,оценкувыполненныхимдвигательныхзаданий; применятьОбоснованные,vеіподыпсtіходиагносгішкtt,имеющиеделосоценкойреальногопове денияребенкавконкретногоситуации. Важноезначениев построенииэффективноймоделиработьІповьlявлениіоодаренныхдетейимеетспортивныйотбориспо ртивнаяориентация. Споріпивныиотбор — это комплекс мероприятий, позволяіощих определитьвысокую степень предрасположенности (одаренность) обучающегося к тому илииномуродуспортивнойдеятельности(видуспорта).Спортивныйотбор—длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эt§фективным лишь втом случае, если на всех этапах многолетней подготовки обучающегося обеспеченакомплекснаяметодикаоценкиеголичности. Спортивнаяориенпіация—системаорганизационнометодическихмероприятий,позволяющихнаметитьнаправлениеспециализацииобучающегосявопре деленномвидеспорта.Спортивнаяорііентацияисходитизоценкивозможностейконкретногооsучающе гося,на основекоторойпроизводитсявыборнаиболееподходящейдлянегоспортивнойдеятельности. Выбрать для каждогообучающегосявид спортивноидеятельности— задачаспортивнойориентации,отобратьнаиболееперспективных,исходяизтребованийвидаспорта— задачаспортивногоотбора. Организационноспортивныйотборпроводитсявтриэтапа: - напервом—агитационныемероприятиясцельювызватьинтерескзанятиям; —на втором тестирование и наблюдениедля определенияспособностейдетеикданномувидуспорта; на третьем, самомпродолжительном —наблюдениев процессеобучеиияиразвитияфизическихспособностейсцелыоустановлениятемповосваиванияучебн огоматериала. Конкретноесодержаниеметодикиотбораобусловленоспемификоивидаспорта.Онаосновъзвае тсянасистемепедагогических,медико— биологическихипсихическихпоказателей,имеющихвысокуюпрогностическую значимость(уровеньфизическихкачеств,специфичныхдляданноговидаспорта,уровеньспособностей, лежащихвосноветехнико—тактических деиствий,МО]Э(§Ологическиеданные,функциональныеособенностгіорганизма,свойствавысщейнерв нойдеятельностиидр.).Учитываетсяисходныйуровень,изменениепоказателейобследованияс возрастоми под влияниемучебных занятии,связь этихпоказателейсоспортивнымидостижениями.Качествоoтfiopaслужитважнымусловиемуспешност имноголетнегообученияиподготовкиспортивногорезерва. Меіподtікаопібоуа Спортивныиотборпроходятвсеучастникиt§изкультурно-спортивнойдеятельности. Процедураотборавключаетвсебятриэтапа: определениеспецификитребований,которыепредъявитбудущаядеятельность,прогнозир ованиеэтихсведенийпредставляютввидеподробныхмодельныххарактеристик; - осуществлениепрогнозасоревновательного потенциалаилгіперспектив егоформированияуконкретныхобучающихся(новичков),проходящихoтsop; - осуществлениевыводаостепеиисоответствияданныхобучающихсядлязанятийтемилииным видомспорта.Послечегопринимаетсярешениеозачислении, отчислении, замене и т. д. на основе сравнения данных, полученных напервыхдвухэтапах. Вместе с тем, даже такая обобщенная схема указывает на больвзие трудностибезошибочногопроведенияотбора.Особеннуюсложностьпредставляетнадежноепрогнози рование возможностеиобучающегосяна несколько лет вперед. Выявлениестабильныхпоказателейпозволяет с уверенностьюпрогнозировать индивидуальноеразвитиеобучающегося,посколькупреимуществонадсверстникамипотакимпоказат елямсохранитсяивбудущем. Помереростаподготовленности обучающего,всебольшеезначениедляотбораприобретаютспортивныедостиженияирезультаты. Грамотноеосуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное создание иреализациюсоревновательногопотенциала. Необходимопомнитьиогуманномаспектеoтfiopa,позволяющемребенкунайти тот вид деятельности,в которомего способностираскроютсяв наибольшейстепени. Слабоепроявлениесвоиствличностиикачественныхособенностеиприменительно к одному из видов спорта не mожет рассматриваться как отсутствиеспортивныхспособностей.Малопредпочтительныепризнакиводномвидеспортивнои деятельностимогутоказатьсяблагоприятнымифакторамииобеспечиватьвысокуюрезультативно стьвдругомвиде.Всвязисэтимпрогиозированиеспортивныхспособностейможноосуществлятьт олькоприменительно к отдельному виду или rpyппe видов, исходя при этом из оsщихположении,характерныхдлясистемыотбора. Вспортеимеютзначение,какобщиеспособности(обеспечивающиеотносительнуюлегкостьвов ладениизнаниями,умениями,навыкамиипродуктивностью в различныхвидах деятельности), так и специальные способности(необходимыедлядостижениявысокихрезультатоввконкретнойдеятельности,видеспор та).Спортивныеспособностивомногомзависятотнаслепственнооfiусловленных задатков,которые отличаются стабильностьюи консервативностью.Поэтомуприпрогнозированииспортивныхспособностейследуетобращатьвнима ниепреждевсегонатеотносительномалоизменчивыепризнаки,которыеобусловливаютуспешностьбу дущейспортивнойдеятельности.Посколькурольнаследственнообусловленныхпризнаковмаксималь нораскрываетсяприпредъявлениикорганизмуоfiучающегосRВысокихтребований,топриоценкедеят ельностиюногоспортсменанеобходимоориентироватьсяиауровеньвысшихдостижений.Нарядусизу чениемконсервативныхпризнаковпрогнозспортивныхспособностей предполагает выявление тех показателеи, которые могут существенноизменятьсяподвлияниемучебныхзанятий,тренировочныхмероприятий,соревновательн ойдеятельности.Приэтомдляповышениястепениточностипрогиоза необходимо принимать во внимание как темпы роста показателей, так и ихисходныйуровень. Критериямиспортивноиориентацииявляютсярекомендациитренерапреподавателя,педагогадополнительногообразования,данныемедицинскогообследования, антропометрические измеренияи их оценка с позицииперспективы.Данные,полученныенапервомэтапеотбора,следуетиспользоватькакориентиро вочные. На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивномотношении детишкольноговозрастадлякомплектованияучебно—тренировочных группв ДЮСШ.Отборпроводитсяпоследующейпрограмые:оценкасостоянияздоровья;выполнениеконтрол ьно—переводныхнормативов,разработанныхдлякаждоговида )2 спортаиизложенныхвдополнительныхобщеобразовательныхпрограммахвобласти физической культуры и спорта; антропометрические измерения; выявлениетемповприростафизическихкачествиспортивныхрезультатов. Входевторогоэтапаотбораосуществляетсясистематическоеизучениекаждого обучающегося с целью окончательного определения его индивидуальнойспортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения,контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования сцельюдальнейшегоопределениясильньlхислабыхсторонподготовленностиобучающихся. Сложностьпоиска спортивно одаренных детей обуславливаетсятребованиям и,которыепедагогпредъявляеткобучающимсясfioлeeвысокимуровнемподготовленности. Поэтомупедагогвсвоейдеятельностидолженориентироватьсянаследуіощие К}ЭИТС]ЭИИOДБ]ЭeННОСТИ. - уровеньразвитияфизическихкачествобучающегося; - технико-тактическаяподготовленность; —темпыростаспортивныхдостижений; - моторнаяобучаемость; - координационныевозможности; - способность обучающегося кэффективноыу решению двигательных задачвусловияхнапряженнойборьбы. Для успешной работы в этом направлении необходимо применять основные !›іетодьівыявлениядетей,о6лабліоtіЈtпcnopniti8нollOJOftCHHOCPfЪІО Педагогические лie?7fOdыпозволяютоценивать уровеньрывития физическихкачеств,координациогіныхспособностейиспортивнотехническогомастерстваюныхспортсменов. Контрольные испытания (niecniы) позволяют судить о наличии необходимыхфизическихкачестви способностейиндивидадля успешнойспечиализациив томилииномвиде спорта.Средифизическихкачестви способностей,определяющихдостижениевысокихспортивныхрезультатов,существуюттакназываем ыеконсервативные,генетическиобусловленныекачестваиспособности,которыесбольшимтрудомпод даютсяразвитиюисовершенствованиювпроцессезанятий.Этифизическиекачестваи способностиимеютважноепрогностическоезначениеприотборедетейиподростковв учебныегруппыспортивныхшкол,Кихчислуследуетотнестибыстроту,относительнуюсилу,некоторы еантропометрическиепоказатели(строениеипропорциитела),способностькмаксимальноьtупотребле ниюкислорода,экономичноетьфункционированиявегетативныхсистеморганизма,некоторыепсихич ескиеособенностиличностиобучающихся.Всистеме oтfiopaконтрольные испытаниядoлжныпроводитьсяс такимрасчетом,чтобыопределить не столько то, что yжe умеет делать обучающийся, а то, что он сsіожетсделать в далънейщем, т.е. выявить его способности к решению двигательныхзадач,проявлениюдвигательноготворчества,умениюуправлятьсвоимидвижениями. На основе.›іедикобио.вогическихмепіодоввыявляютсяморфофункциональныеособенности,уровеньфизического развития,состояниеанализаторныхсистеморганизмаоfiучающегосяисостояниеегоздоровья.Впроцессемед ико—биологическихисследованийособое вниманиеобращаетсяна продолжительность икачествовосстановительныхпроцессовворганизмедетейпослевъіполнениязначительныхтренировочныхна грузок. Врачебноеобследованиенеобходимои длятого,чтобывкаждомслучаеуточнить,вкакихпечебнопрофилактическихмероприятияхнуждаютсяобучающиеся. СпомощьюпспхолознvескіfЈиетобовопределяютсяособенностипсихикиобучающихся,оказывающи хвлияниена решениеиндивидуальных и коллективныхзадачвходеспортивнойборьбы,атакжеоцениваетсяпсихологическаясовместимостьобуча ющихсяприрешениизадач,поставленныхпередкомандой. Поэтомуодним из эффективныхсредств грамотногоотбора обучающихсядолжныбытьопределенныетесты,адекватныедлякаждоговидаспорта. Вкачестветестов целесообразноприменятьтакие данные h4Орфологических,функциональныхипсихологическихпоказателей,которыевнаибольшеистепениотражают проявления двигательной деятельности данного вида спорта. Вчастности,иыимогутслужить:способностьбыстрореагироватьна световоираздражитель(впределах0,200,25секундввозрасте10-12лет),умениебыстропробегать ДИC'TАHЦИЮ15-20М,ВЫСОКОПРЫГАТЬИД}э. Форліывыявленияодаренныхдетеи. • наблюдение; • общениесродителями; • тестирование,анкетирование,беседа; • тренировочныемероприятия,соревнования. На основеанализарезультатовобследованияокончательнорешаетсявопросободаренностиииндивидуальноиспор тивнойориентацииобучающегосяипереводеегоприналичииусловийивозможностинаосвоениепрограммс портивнойподготовки. Обучающиеся,не проявившиеспортивнуюодаренностьмогутпродолжитьобучение с ориентацией не на спортивную, а на профессиональную деятельность,подготовкукпоступлениюнаобучениевпрофессиональныеобразовательныеорганизац иииобразовательныеорганизациивысщегообразования. IV. Принципыорганизацииработысодареннымидетьыи,обучаіощимпсяподополнительным общеобразовательнымпрограммамвобластифизической культурыиспорта.Методыифорііыработы Работа с одареннымии способнымиоsучающимися,их выявлениеи развитиеявляется одним из важнейших аспектов деятельности организаций дополнительногообразованияфизкультурноспортивнойнаправленности. Воспитаниеиобучениеодаренныхдетейвобразовательнои организациидолжноосуществлятьсяпланомерно,врамкахспециальноорганизованноивоспитательнои работы.Ведущееместо в этойработе,бесспорно,принадлежиторганизацииучебногопроцесса,тренировочныхмероприятийснаибол ееперспективнымиобучающимися.Особенностьэтоидеятельностив том,чтонеобучающийсяадаптируетсявнейкимеющимсяобразовательнымусловиям,аусловиядополнитель ногообразованияпроектируютсянаиндивидуальностьребёнка. Организациюдеятельностисодареннымидетьмипедагогидолжнывыстроить,как специальноорганизованныи педагогический процесс, направленныина формированиеповеденческихубеждений,черт воли,характера,обучающегосясразвитыминравственнымиценностями,готовогокдальнейшемупродолжегіиюоб разования,профессиональнойдеятельности,социализациивсовременномобществе. Задачапедагогов состоит в том,чтоsы выявитьпризнакиодаренностиу детейисоздатьвсе необходимыеусловиядляееразвитияиреализации. Важнообъединитьусилияпедагоговиродителейсцельюсозданияблагоприятныхусловийдлясоверш енствованияспособностейудетеи. Вэтом направленииважна систематизация работы со спортивно одареннымидетьми, которая должна быть направлена на личностное развитие и успешностьобучающихся,поддержкуиразвитиеодаренныхдетей,ихсамореализацию,обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностеи в реализации ихинтересов,стимулированиимотивацииразвитияспособностей,поддержкееготалантовсемьей. ОС новнпіеприніlипЪірабоіпыпо развитиюспособноспіеіідеіпейоснованыни.индивидуализации (наличиеиндивидуального планаобучающихся);дифференцированномподходе; личностно— ориентированномподходе;принципеопережающегообучени я; принципе разнообразия предлагаемых возможностей для реализацииспособностейобучающихся; принциперазвивающегообучения; принципесозданиякомфортных условийдлясовместнойработыобучаюіцихсяипедагога; принципевариативностиреализациисодержания,форм,›іетодовучебновоспитательногопроцесса; внедренииновыхпедагогическихтехнологийвобразовательныйпроцесс. Системавыявленияодаренныхдетеивсфередополнительногообразованияфизкультурноспортивнойнаправленностиосуществляетсячерезучастиеобучающихсявсоревнованияхразличногоуровня ,конкурсныхмероприятиях,форумах,фестивалях.Необходимовестиучетдостижениидетей(втомчисле,мон иторингпродвиженияодаренныхдетей в социуме) используяинформационныйpecypcобразовательнойорганизации. Организациюдеятельностисодареннымидетьминеобходимоорганизовывать,опираясь наосновныемодулиработыпоразвитиюихспособностеи. Основныеsіодулиработьісодаренны.ііtідетьмнпоразвішіtиоспорпіивных способносіпеіі.‘ I .Выявление одаренного ребенка из обиіейсреdы(отбор и спортивная ориентация)в учебных гpyппax начальной подготовки, базовогоуровня и определениединамикиразвитгіяфизическихспособностеи(мониторингразвитияфизическихспособностеи, выполнениеконтрольно-переводныхнормативов). 2. Создаwиеобогаіценнойо0рпзоваіпельноЁсреды,предоставляющейвозможностьпроявленияиразвитияфиз ическихспособиостейобучающихся.Эксклюзивноеобразование(созданиеуребенкамотивациикразвитиюс воихспособностей,системаподготовкибудущегоспортсмена,систехіаспортивныхсоревнованийразлично гоуровия). 3. Ресуусноеобеспеченtіе(материально— техническаябазаобразовательнойорганизации),кадровоеобеспечение(тренерскопреподавательскийипедагогический состав высокойквалификации)и научно-методическое обеспечение(наличиевобразовательноиорганизацииавторских,адаптированныхииндивидуальных программ). 4. Сопровождение,профессиональwаяо›иенпіацинобучаюttихся. 5. Управлениеикоордtінациявоспшпаіпельно-образовате.ьнпіиnpoцecco.›iпо выяв.зенtоообиренныхдemeh. Важновыстроитьэффективнуюсистемувзаимодействиявсфередополнительногообразования физкультурноспортивнойнаправленности,обеспечивающуювыявление,сопровождениеиподдержкуодаренныхдет ей. Стимуломипоощрениемдетей,имеющихдостижениявобластифизической К ЛЬ’Т\рЫИCПOpTa, МОЖеТВЫСТ ПИТЬ' — участиевовсероссийскихспортивныхмероприятиях(соревнованиях,играх,состязаниях); участиевконкурсах,коиференциях,форумах,втоычиелемея‹дународных; — возможностьучастия в грантовыхпрограммахгосударственных корпорации,общественныхфондовиассоциаций; созданиебанка данньlхдетскихпроектовв областифизическойкультурыиспорта(исследовательских,просветительских). Длявыявления одаренныхдетеив областиt§изическоговоспитания,вхспособностей к освоению различньlх видов двигательной деятельности иде tонстрирующихвысокиеспортивныерезультатывсоревновательноидеятельности,рекомендуетсяразра батыватьиндивидуальныеобразовательныетраектории,которыемогутвключать: - обеспечение материалами,заданиями,втомчислесиспользованиемдистанционныхимодульныхтехнологииобу чения; созданиепортфолиофизкультурно-спортивногоопытаидостиженийобучающихся; - участиевфизкупьтурно-спортvівныхконкурсах,фестивалях,акциях,мастер-классахит.п.; — формированиеиреализацияиндивидуальнойобразовательной(профильнои)программыобучающихся вобластифизическойкультуры; - формироваииемотивациикбудущемупрофессиоиальномусамоопределеииюобучающихсявфизкульт урно-спортивноисферечерезпопуляризациіоикультивированиеданногонаправления; - созданиеальянса«семъя-обучающиися-образовательнаяорганизация». Для развития спортивных способностеи обучающихся эффективно применятьследующиеприемы: выполнение спортивных тематических заданий;выполнениепроектныхработнаспортивнуюте›іатику; приобщение (в раапичных формах) к работе помощника тренера— преподавателя,судеиству; повышениесло’жностизаданий. Можно выделить несколько аспектов, эффективных в организациидеятельностисодареннымидетьми: 1. Педагогикасопірудничества-соDместныйтрудпедагогаидетей. - обучениебез принуждения(центральнойточкоиявляетсяисключениеметодовпринужденияизсоображениятуманности); - сверхмногократноеповторениесвключениемзрительной,слуховойимоторнойпамяти (приводит к тому, что обучаіощийся все равно будет иметь необходимыезнанияиумения); - насыщенностьзаданиямиоткрытоготипа (возможностьиметьсвободныйвыбор,несколькозаданийнавыбор); - рефпексия; - коллективнаяработа. 2. Texwoлoгtiлtіндивидуализации организацияучебногопроцесса, при которомвыборспособов,приемов,темпаобученияобуславливаетсяиндивидуальнымиособенностямиуча щихся. - содействиесредствамииндивидуализации выполненияиндивидуальныхучебныхпрограмhіобучаіощимися; - различные учебно—воспитательные, психолого-педагогические и организационно— управленческиемероприятия,обеспечивающиеиндивидуальныйподход. 3. Эле,иентьfіУІыопіорсіпва(наставничесіпва) - маршрутныелисты; - общениечерезсоциальнуюсеть; - работавмалыхrpyппax; — творческиепроекты. Для целенаправлеиной и результативной деятельностис одареннымидетьмиважно подобрать разнообразныеи эффективные ыетодъі и формъі работы,которыебудутспособствоватьуглубленномуфизическомусовергиенствованиюдетей,развитиюихп отенциала,успешномуосвоениюиндивидуальныхучебныхпланов, П OГQdMMGПO ТИВНОЙПОДГОТОВКИ. Дляуспегиной реализации поставленных задачнеоsходимо использовать tінновациоиныефор,иыработыс одареннымидетьми:У Музеинаяпедагогикаолимпийскогодвижения;Н Уроксолимпийскиечемпионом; У Выстраиваниеперсональных траекторийсучетом: « результатовоsследованияфизическогоразвитияобучающихся; • ПСИХОЭМОЦИОННЈІЬНОГО GОСТОЯНИЯ; • мотивации; Я Модульное обучение; У Проектнаядеятельность(созданиедвигапіельныхпроектов);У Применениеразличныхформоценивания: » реитинговаясистемаоценивания; • безотметочнаясистемаоценивания; » критериально-рейтинговаясистемаоценивания(вбаллах) « боиуснаясистема; У Обучениенаосновесовремениыхвидовспорта;Н Интерактивноеобучение; k Дистанционноеобучение; й Применениефлештехнологийи мультимедииныхпрезентапий; У Использование современного оборудования (кор-платt}іормы, слатідер,мультимедииныестеп—платформыидр). Для заинтересованности обуч8ющихся к занятиям избранным видом спорта идальнеигиихспортивныхуспехов и перспектив в его Ѕудущей деятельностиважноприменятьметодыстимулированияипоощрениядляодаренныхдетей: создаииестенда,посвященноголучшимобучающимся,победителямипризерамгородских,регио нальных,всероссииских,международныхсоревновании; направление благодарственных писем родителяы, оценка заслуг родителей народительскихсобраниях,отчетныхмероприятиях; представлениеодаренных обучающихсяна стипендии губернаторав областифизической культуры и спорта, получение грантов губернатора, мэра и пр. в областиФКиС. Припланпрованииработы повыявлениюодаренныхдетейоченьважнавзаимосвязьорганизациидополнительного образованияфизкультурно-спортивноинаправленности с сетью образовательных учреждений для одаренных детей и детей,способныхимотивированныхкполучениюкачественногообразования. ОрганизациидополнительнОгообразованияфизкультурно-спортивнойнаправленности мощ•тучаствоватьв сетевойформереализацииобразовательныхпрограмм,вкоторуюможетвходитьнесколькообразовательныхоргани зации:организациидополнительногообразования,реапизующиедополнительныеобщеобразовательныепрогра ммывобластифизическоикультурыиспортаобщеобразовательные организации, физкупьтурно-спортивиые организации и иныеорганизации,обладающиересурсами,необходимымидляреализациисоответствуіощейпрограммы. специализированныедетско— юношескиеспортивиыешколы;школыолгімпиискогорезерва; региональныересурсныецентрыработысодареннымидетьмиидр. ОченьважновыстроитьсистемувзаимодеиствиясРегиональныересурснымцентром(координатором) развитиядополнительногообразования(ЈизкультурНО-спортивной направленности (далее - PPU) в части выявления, развития и поддержкиодаренныхдетей. Однимизприоритетныхнаправленийдеятельности РРЦявляетсяформированиеи развитиетворческихи двигательныхспособностейобучаЈощихся,выявлениеразвитиеиподдержкаталантливыхдетей. ПоэтомуоченьважнарольРРЦвпостроенииэффективноймоделивзаимодействиясорганизациямидополните льногообразованияt§изкультурно— спортивнойнаправленностидлядальнеишеисовместноиработыповыявлению,развитиюспортивиоодаренныхдетейиих дальнейшемусопровождению. Черезсетевуюформувзаимодействиявозможнореализовыватьивнедрятьиндивидуальныепрофильные программы физкультурноспортивнойнаправленностидляодаренньlхдетейвобластифизическойкультурыиспорта. ТакжеоДнойизформреализациидополнитепьныхобщеобразовательныхпрограмм в областифизическойкультурыи спорта в системе дополнительиогообразования— мoжeтстатьвнедрениекластернойформыобучения. Дополнительноеобразованиефизкультуры— GNOтивноинаправленностиврамкахкластераможетбьlтьиспользованообразовательнойорганизациейдляре ализациидополнительных общеобразовательных программв области физическойкультурыиспорта. Кластернаяформаобучениябудетспособствовать: — возможности построение индивидуального образовательного маршрутаобучающегося; - использованию материальнотехническойбазыдлякачественнойреализациипрограммдополнительногообразованиявобластифизическойкул ьтурыиспорта; - осуществлению методической поддержки процессов интеграции общего идополнительногообразования; разработкеуникальныхпедагогических технологииразвитияспособностейобучающихся в области физической культуры и спорта, получению в дальнейшемпрофильногообразованияидр,; - возможностиподдержкиисопровожденияодаренныхдетеи; — организамииканикулярноговременидетеи,профилактикенегативныхявлений средыидр. Основныминаправлениямисовместнойработыорганизамиидополнительногообразованияфи зкультурно-спортивнойнаправленностииобщеобразоватепьныхорганизацийследуетсчитать: организациюипроведениесовместныхмероприятийфизкультурно-спортивнойнаправленности; - комплектованиесборныхкомандгорода, втомчислеизобучающихсяорганизацийдополнительногообразованиядляучастияврегиональныхсоре внованияхпоразличнымвидаыспорта; - передачанаиболееперспективныхобучающихсявобластиспортавспортивные Такикtобразом,толькоуспешноорганизованнаяиэффективновыстроеннаямодель работы с одареннымидетьми в оргаиизацияхдополнительного образованияфизкультурноспортивнойнаправленностипозволитвыявитьобучающихся,имеющихспособностикдвигательнойдеятель ности,кзанятиямизбраннымивидамиспортадлядальнейшейспортивноиориентацииипрофессионалыіогос амоопределения. V. Заключение Важно отметить,что система дополнительного большиевозможностиобучающимсясодаренностьюдля реализациисвоихвозможностейипотенциалавразличныхнаправленностях. СпортивноодарениыеобучающиесR— ЭТОбудущийспортивныйрезерврегиона,страны,поэтомуособаярольв образованиядает выявленииодаренныхдетейпринадлежиторганизациямдополнительногообразованияфизкультурно— спортивнойнаправленности. При грамотном сочетании разнообразных форм и методов работы с даннойкатегориейдетеивозможнообучитьиподготовитьвысокомотивированного,целеустремленного,pas oтocпocosнoroиуспешноговизбранномвидеспортаобучающегосясодаренностью. Созданиеусловийдляразвитияспортивнойодаренностиобучающихсяявляется важнои и необходимойосновой всего процесса обучения,которое помогаетраскрытьпотенциалюных дарованийвразличныхвидахспорта. Эффективнаяи целенаправленная работапо организацииобразовательной деятельностисодареннымидетьмибудетспосоfiствоватьвсестороннемуфизическомуразвитиюобучающих ся,улучшениюобразовательного результата,формированиюспортивноймотивации,профессиональнойориентацииобучающихся,подготовк уодаренныхдетейкпоступлениювобразовательныеорганизации,реализующиепрофессиональныеобразова тельныепрограммывобласти физической культуры и спорта, что позволит в комплексе региать проблемыуровня здоровья,воспитанияи образованияобучающихся,где занятияфизическоикультурой и спортом будут на первом месте выступать, как источник физического,нравственногоиволевоговоспитания,темсамымвлияяна становлениеличностиодаренныхдетеи. Практическийматериал для работы по выявлениюспортивноодаренныхдетей В последнеевремя широкоераспространение получиливсевозкtожныетесты,направленныенавыявлениеодаренности. Психомоторныеспособноститесносвязанысоскоростью,точностьюиловкостьюдвижен ий,кинестетически-моторнойизрительно-моторнойкоординацией. Срединаиболееизвестныхзарубежнъіхпсихомоторныхтестоввыделяютследующие: Тест Пурдье состоит из 11 субтестов и предназначен для опенки непрерывнодвигательныхспособностей,где оцениваются направленность реакций, непрерывнодвигательнаякоординация. ТестловкостиманипулированиясмелкимипредметамиКрауфордавключает два типа заданий, для вьІполнениякоторыхнеобходимы специальнаядоска с отверстиями, небольгие стержни, металлические колечки, пиицет, шурупыиотвертка.Впервоичаститестаиспытуемыйдoлжeнспомощъюпинпетапоместить стерікни в отверстия доски, а затем надеть на каждый из них коленки.При проведении второй части теста испытуемого просят посещать в отверстия срезьбоинебольшиешурупыизавинчиватьих спомощьюотвертки. ТестнаосновныедвигательныенавыкиД.АрнхеимаиУ.Сіінклераможетпроводитьсяс детьми в возрастеот четырех до двенадцатилет. Он направленна оцеикуспособностеиребенка координировать работу глаз и рук, контролироватьилирегулироватьдвиженияразнойамплитуды. ТестназрительиодвигательнуюкоординациюК.Беррисостоитвтом,чтобыребеноквоспроизвел24рисунка,сложностькото рыхпостепенновозрастает. При диагностикепсихомоторныхспособностейщироко используютсятакжетест ловкости пальцев О.Коннора, Миннесотскии тест скоростиманипулирования,тестловкостиСтромбергаидр. Тестынамоторныеспособности-длядиагностикимоторных(психомоторных или сенсомоторных) способностейнаходятширокоепрактическоеприменениевпрофотбореиспорте. Ро.пь моторики в успешности овладения разнообразными видами деятельностиотражена в тестах Ф.ГаЛЕ•ТОllа, ’3. Крепе.эігіш, в дпигатслыіо,ітестеН.И.Озерецкого. Моніоуіниелігсгнынаправленынаизучение: VI. • • • • Приложение. точностидвижений, силыдвип‹ений, темпадвижений, ритмадвижеиий, • • • • • • • • • • скоростидвижении, точностидвижений. зрительно-моторнойикинестезически—моторнойкоординации, ловкостидвижениипальцевирук, твердостьруки, скоростьдвижениязапястьяипальцев(скоростьпередачисигналоврукойиатепеграфномaпNapaтe), тремора, ответной ориентация (способностьнаходить правильныйдвигательныиответиастимулыпривысокойскоростипредъявления), оценка контроля (умениесохранятьконтрольза изменяющимисяпо скоростиииаправлениюобъектами), координацияточностимышечногоусилияидр. Дляэтогоприменяются рпзнообрвзныеnttnapnmы(динамометр,эргограф,термометридр.). Такжецелесообразноприменениеразнообразныхntecinnвci.vзпЬннш°і нанизывание6yc,завязываииеузлов,обводкасложныхфигур,выгибаниеизпроволокифигурпозаданн ымобразцам)-проверяетсяловкость,техническаясноровка,аккуратностьинекоторыедругиекачества Тест-анкепіа,выявленияпопіенциалаодtірёниости РазработанаА•ііериканскимипсихо.бога.лгиА.деXaнo.viиГ.Кафо.i Уребёнкаспортивныйталант,если: 1 -онэнергиченивсёвремяхочетдвигаться; 2 -онсмелдобезрассудстваинебоитсясиняковишишек; 3 -онпочтивсегдаберётверхвпотасовкахиливыигрываетвкакой-нибудьспортивнойигре; 4 неизвестно,когдаонуспелнаучитьсяловкоуправлятьсясконькамиилыжами,мячамииклюшками; 5 лучшемногихдругихсверстниковфизическиразвитикоординированвдвижениях,двигаетсялегко,пла стично,грациозно; 6предпочитаеткнигамиспокойнымразвлечениямигры,соревнования,дажебесцельнуюбеготню; 7 -кажется,чтоонникогдавсерьёзнеустаёт; 8 -неважно,интересуетсялионвсемивидамиспортаиликакимнибудьодним,ноунегоестьсвойгерой—спортсмен,которомуонподражает. Спортивнаяодаренность: • Энергичен,производитвпечатлениеребенка,нуждающегосявбольшомобъемедвижений. • Любитучаствоватьвспортивныхиграхисостязаниях, • Частовыигрываетвразныхспортивныхиграхусверстников. • Бегаетбыстреевсехвдетскомсаду,вклассе. • Движетсялегко,грациозно.Имеетхорошуюкоординаііиюдвижении. • Любитходитьвпоходы,игратьнаоткрытыхспортивныхплощадках. »Предпочитаетпроводитьсвободное времявподвижныхиграх(хоккей,баскетбол, футболит.д.). • Физическивыносливеесверстников.