Положение талантливые

«ПРИНЯТО»
на педагогическом совете
МБОУ ДОД «ДЮСШ» МО
Красноперекопский район
Республики Крым
Протокол № 10
от «11» марта 2023 года

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор
МБОУ ДОД ДЮСШ МО
Красноперекопский район
Республики Крым
____________ М.В. Шубина
Приказ от «11» марта 2023 года № 21

ПОЛОЖЕНИЕ
о методах выявленияодаренных детей, обучающихсяпо
дополнительнымобщеобразовательнымпрограммамвобласти
физическойкультурыиспорта

І.Общие положения
Физическое воспитание является неотъемлемой составляющей воспитания
иобразованияподрастающегопоколенияРоссийскойФедерации.
Однойизприоритетныхзадачвсферефизическойкультурыиспортаявляетсясозданиеусло
вий,обеспечивающихвыявлениеподдержкуиразвитиеодаренныхдетей,ихсамореализацию,всо
ответствиисихспособностямиипотенциальнымивозможностямидляформированияспортивной
мотивации,профессиональнойориентацииобучающихся,подготовкуихкпоступлениювобразов
ательныеорганизации,реализующиепрофессиональные
образовательныепрограммывобластифизическойкультурыиспорта.
ВсоответствиисКонцепциейобщенациональнойсистемывыявленияиразвитиямолодыхтала
нтов,миссиягосударствавсферепоискаиподдержкиодаренных детей и молодежи состоит в
том, чтобы создать эффективную системуобразования, обеспечив условия для обучения,
воспитания,
развития
способностейвсехдетейимолодежи,ихдальнейшейсамореализации,независимоотместажитель
ства,социальногоположенияифинансовыхвозможностейсемьи.
Основнымицелямиизадачамиповыявлению,поддержкеиразвитиюспособностейиталантов
уодаренныхдетейфизкультурно—спортивнойнаправленностиявляются:
- выявлениевыдающихсяспособностейдетей,сопровождениеимониторингихдальнейшегор
азвития;
- координация,организацияипроведениеконкурсов,спортивныхмероприятий,направленн
ыхна развитие способностей в том или ином виде спорта,уровня результатови достиженийв
избранномвиде спорта, интереса к спортивнойдеятельности,пропагандаспортивныхдостижений;
Насегодняшнийденьнеобходимаскоординированная
работавсехучастниковобразовательныхотношенийворганизацияхдополнительногообразованияфизк
ультурноспортивнойнаправленностиповыявлению,поддержкеиразвитиюспособностейуодаренныхдетей.
Важнопониматьуникальностьинеповторимостькаждогоребёнкаипредоставитьемувозможно
стьдляраскрытия,сохраненияиразвитияегопотенциала,создаввсенеобходимыеусловия,способству
ющиеразвитиюегоспособностей.

II.
Теоретическиехарактеристикиодаренности.
Определениепонятий«Способность»,«Одаренность».
Понятие«Спортивнаяодаренность»
Одаренностьэтосистемное,развивающеесявтечениежизникачествопсихики,
которое
определяет
возможность
достижения
человеком
более
высоких
посравнениюсдругимилюдьми,незаурядныхрезультатовводномилинесколькихвидахдеятельн
ости.
Терминология«одарённыйребенок»включаеттакиепонятия,какспособность,талант,ода
рённость,гениальность.
Способностьюназываютиндивидуальныеособенностиличности,помогающиеейуспешн
озаниматьсяопределённойдеятельностью.
Талантом называютвыдающиесяспособности, высокую степень одарённостив какой—
либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённойсфере.
Подтермином«Одарённость»понимаетсявысокийуровеньразвитияспособностей,значи
тельноотличающихсяотсреднего.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяетсяяркими, очевидными,иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для такихдостижений)в
томилииномвидедеятельности.
Говоряо
способности,подчеркиваютвозможностьчеловекачто-тоделать,
аговоряоталанте(одаренности),подчеркиваетсяприрожденныйхарактерданногокачества(спосо
бности)человека.Вместестем,испособностииодаренностьпроявляютсяв
успешнойдеятельности.
Одаренностьмoжeтпроявлятьсякак:
- явная, которая у всех на виду, обычно это высокая одаренность. (по
даннымпсихологовчислотакихдетейсоставляет1—3%отобщегочисладетей);
— возрастная, когда в одном возрасте ребенок показывает одаренность, а
потомонаисчезает(такихдетейбольшинство);
скрытая,тоестьнепроявленная,существуеткакперспектива(такихдетей2025%отобщегочисла).
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна.
Самыезамечательныеспособностиребенканеявляютсяпрямымидостаточнымпоказателемегодо
стиженийвбудущем.
Признакиодаренности,проявляемыевдетскиегоды,дажеприсамыхблагоприятныхуслов
ияхмогутлибопостепенно,либовесьмабыстроисчезнуть.Поэтому,впрактическойработесдетьм
ивместопонятия«одаренныйребенок»можноиспользоватьпонятие«ребенокспризнакамиодаре
нности».
На ceгoдняшний день определены следующие виды одаренности:
- умственная,
- социальная,
- моторная,
- практическая.
Ведущимвпознанииспортивнойодаренностиявляетсяопределениевозможностей
моторной
организации
человека
и
его
психических
способностей,которыемогутбытькакврожденными,такиприобретеннымивпроцесседеятел
ьности.
Точнее
двигательную
одаренность
можно
определить,
как
сочетаниеврожденныхантропометрических,морфологических,психологических,физиоло
гическихибиохимическихособенностейчеловека,однонаправленновлияющихнауспешнос
тькакого-либовидадвигательнойдеятельности.
Детей,относящихсяк даннойгруппе,отличает:энергичность,стремлениекучастию во
всевозможныхсоревнованиях,
подвижныхспортивныхиграх,
быстротареакции,легкостьвдвижениях,хорошаякоординация,физическаявыносливость.
Врожденные индивидуальные качества, отвечающие требованиям какого—
либовидаспорта,определяютсянекакспортивнаяодаренностьвообще,акакконституциональная

профессиональнаяпригодностькэтомувидуспорта.Выдающиесяфизическиезадаткисамипосеб
енегарантируютналичияспособностей,обусловленныхпсихическойодаренностью.
Двигательныезадатки
складываютсяиз
морфологических,
функциональных
ипсихологическихпризнаков.Этизадаткипредполагаютвозможнымотборспособныхобучающи
хся,укоторыхярковыраженыконституциональныеособенностиифизическиеспособности,необх
одимыедлязанятийтемилиинымвидомспорта.
Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе
развития.Врождённымимогут быть лишь анатомо-физиологические особенности,то
естьзадатки,которыележатвосноверазвитияспособностей.Ктакимзадаткамотносятсяособе
нностивысшейнервнойдеятельности,строениетела,свойстванервномышечногоаппаратаит.д.
Благодаря
способностям
быстро
приобретаются
искусные
навыкиэффективныхспортивныхдействий—спортивнаятехника.
Выдающиесяспортивныедостижения—
эторезультатсложноговзаимодействиянаследственныхфакторовивлияниявнешнейсреды.Диск
уссионнымприэтомявляетсявопрососоотношенииэтихслагаемыхспортивныхуспехов.Одниотд
аютпредпочтениевнешнимфакторам:труду,воспитанию,занятиям,тренировке,другиенаследственнымспособностям,таланту.
Условно
различают
три уровня
развития
спортивныхспособностей:
I. Книмможноотнести
хорошее
здоровье,нормальноефизическоеразвитие,трудолюбие,настойчивость,работосп
особность,интересы,склонностиит.д.
Общиеэлементы спортивных способностей. быстрое освоение спортивнойтехники,
умение
адаптироваться
к
значительным
мышечным
напряжением,
высокийуровеньфункциональнойподготовки,способностьпреодолеватьутомление,успешноев
осстановлениепослетренировочныхнагрузокит.д.
2.
Специальныеэлементыспортивныхспособностей:быстрыйприростспортивн
ыхрезультатов,высокий
уровеньразвитияспециальныхкачеств,высокаямобилизация,готовностьи
устойчивостьв
условияхпротивоборства с противникомит.д.
Некоторыеспециалистыоднимизпроявлений«двигательнойодарённости»считаютспосо
бностьбыстро,«буквальноналету»,схватыватьизапоминатьтехникувыполнениясложныхэлеме
нтов,атакжедостаточнопрочноееёзакрепление.
Вотдельныхвидахспортаструктураспособностейнеодинакова.Так,вциклическихви
дахспортаважнуюрольвструктуреспособностейиграютстабильностьмышечнодвигательных
дифференцировок,
«чувствотемпа»,«чувстваритма»,способностькадекватнымоценкамфункциональногососто
яния.
В
скоростно-силовых
видах
спортаважны
точные
мышечнодвигательныедифференцировки,точнаяпространственновременнаяориентировка,«чувстворитма». В играх и единоборствах на первый план
выступают
психические
качества,восновекоторыхлежитсистемапроцессов,определяющаявозможностьвкратчайш
иесрокивосприниматьвозникающиеситуации,приниматьиреализовыватьтворческиереше
ния.
Дажекомплексновыраженнаяспортивнаяодаренностьбезразвитыхличностныхкачеств(у
порство,трудолюбие,умениерациональноорганизоватьдеятельность)необеспечитдостиженияв
ысокихрезультатов.
Такимобразом,проблема спортивных способностей требуетосторожногоподхода к
оценке
природнойодарённости,
диктует
целесообразность
всестороннегоанализаморфологических,функциональныхипсихическихсвойствюногоспо
ртсмена.
Сучетомспецификиодаренностивдетскомвозрастенаиболееадекватнойформой

идентификации признаков одаренности обучающихсяявляется психолого—педагогическии
мониторинг.
III. Выявлениеодаренныхдетейв системедополнительногообразованияфизкультурноспортивнойнаправленности
Большуюрольвразвитиидетскойодаренностииталантливостииграюторганизациидо
полнительногообразованиядетейфизкультурноспортивнойнаправленности,которыемогуткомпенсироватьнедостатокучебнойнагрузкивразл
ичныхобъединения,секциях.Внихребенокначинаетразвитиесвоихспособностей.
Дополнительноеобразованиепредоставляеткаждомуребенкувозможностьсвободногов
ыбораобразовательнойпрограммы,времениеёосвоениясучетомего
индивидуальныхсклонностей.
Индивидуальный
характеробразовательного
процессапозволяетрешать
однуизосновныхзадачдополнительногообразованиявыявление,
развитиеиподдержкуодаренныхи
талантливыхдетей.Основадеятельностиорганизациидополнительного
образованияпозволяетудовлетворятьзапросыконкретныхдетей,используяпотенциалиХсDоб
одноговремени.
Ворганизапияхдополнительногообразованияфизкультурно—
спортивноинаправленностинеобходимопроводитьцеленаправленнуюисистематическу
юработу,ориентированнуюнараскрытиеиндивидуальныхвозможностейкаждогоребенк
а.
Одаренныедетиестьвлюбойобразовательнойорганизации.Задачапедагога
—
разглядетьвобучающемсяфизическиеспособности(силумышц,быстроту,генетическую
выносливость),волевые,;яоральныеидуховныекачества.Далееважнопомочьразвитьире
ализоватьэтивозможности.
Выявлениеодаренныхдетей—
продолжительныипроцесс,связанныйсанализомразвитияконкретногоребенка.Поэ
томувсистемедополнительногообразованияфизкультурноспортивнойнаправленностивместоодноМоМентногоотбора
одаренных
детей
необходимо направлять усилия на постепениыи, поэтапныйпоискодаренныхдетей.
Длядостижения высоких спортивных результатов необходимо обладать
определеннымизадатками,которыевыражаютсявпотенциальныхвозможностяхобучаю
щихся.Этизадаткиприэффективнойметодикеирациональномрежимеучебныхзанятиим
огутраскрыватьсяипроявлятьсяввысокихспортивныхдостижениях.
Для
наиболееэффективноии
плодотворнойдеятельностис
обучающимисявэтомнаправлении,необходимо:
учитыватьПріініЈtілyчeniaпотенtЈtіальны.гвоз!ііожносіпеіfреоенка.Впедагогич
ескомисоциальномпланеболееважнымибудутявлятьсянетефизическиевозможности,ко
торые
демонстрируетребенокна
сегодняшнийдень,
ате,которыеследуетожидатьотнеговбудущем;
обратитьвниьtаниенаПpuнtипко.am.чексногооіlениваніfя.Выводободаренностиребе
нкаможетбытьсделаннаосновеоценкицелогоспектраспособностей(уіственных,творчес
ких,двигательных);
9

следуетотметитьП••!i!inдолговременносіпи.Обследованиедетейдолжнобытьдлительным,а
егоорганизация—поэтапнои;
pe
кoмeндyeтcяучитыватьПpuнiltin)!чGlcinuяуазлtічныхспециалистов.Вдиагностическомобследованииод
аренныхдетейдопжныучаствоватьпедагоги,
психологи,
врачи,
родители.
Только
сопоставлениевсех
полученных
данных
можетдатьобъективнуюкартину;
предложитьприменятьПpинtиписпользоgанияіпренинговыхмепіодоаизаdанtій.Тренинго
выеметодики(вотличиеотдиагностическихметодик)вобучениидетейсоспортивноиодаренность
юпризванырешать,преждевсего,задачифизическогоразвитияребенка,атакжеспособствуютснят
июпсихологическихбарьеровмеікдуисследователемииспытуемым;
рекомендуетсяиспользоватьNynнiJunучлсівіілбеінеfiв
оцеикесобсіпеенно(icпopпnieнohодаренwости.Реализацияэтогопринципавработесдетьмиможетвкл
ючатьв
себя
рефлексиюи
анализ
ребенкомсобственногодвигательногоопыта,оценкувыполненныхимдвигательныхзаданий;
применятьОбоснованные,vеіподыпсtіходиагносгішкtt,имеющиеделосоценкойреальногопове
денияребенкавконкретногоситуации.
Важноезначениев
построенииэффективноймоделиработьІповьlявлениіоодаренныхдетейимеетспортивныйотбориспо
ртивнаяориентация.
Споріпивныиотбор — это комплекс мероприятий, позволяіощих определитьвысокую
степень
предрасположенности
(одаренность)
обучающегося
к
тому
илииномуродуспортивнойдеятельности(видуспорта).Спортивныйотбор—длительный,
многоступенчатый процесс, который может быть эt§фективным лишь втом случае, если на всех
этапах
многолетней
подготовки
обучающегося
обеспеченакомплекснаяметодикаоценкиеголичности.
Спортивнаяориенпіация—системаорганизационнометодическихмероприятий,позволяющихнаметитьнаправлениеспециализацииобучающегосявопре
деленномвидеспорта.Спортивнаяорііентацияисходитизоценкивозможностейконкретногооsучающе
гося,на основекоторойпроизводитсявыборнаиболееподходящейдлянегоспортивнойдеятельности.
Выбрать
для
каждогообучающегосявид
спортивноидеятельности—
задачаспортивнойориентации,отобратьнаиболееперспективных,исходяизтребованийвидаспорта—
задачаспортивногоотбора.
Организационноспортивныйотборпроводитсявтриэтапа:
- напервом—агитационныемероприятиясцельювызватьинтерескзанятиям;
—на
втором
тестирование
и
наблюдениедля
определенияспособностейдетеикданномувидуспорта;
на
третьем,
самомпродолжительном
—наблюдениев
процессеобучеиияиразвитияфизическихспособностейсцелыоустановлениятемповосваиванияучебн
огоматериала.
Конкретноесодержаниеметодикиотбораобусловленоспемификоивидаспорта.Онаосновъзвае
тсянасистемепедагогических,медико—
биологическихипсихическихпоказателей,имеющихвысокуюпрогностическую
значимость(уровеньфизическихкачеств,специфичныхдляданноговидаспорта,уровеньспособностей,
лежащихвосноветехнико—тактических
деиствий,МО]Э(§Ологическиеданные,функциональныеособенностгіорганизма,свойствавысщейнерв
нойдеятельностиидр.).Учитываетсяисходныйуровень,изменениепоказателейобследованияс
возрастоми
под
влияниемучебных
занятии,связь
этихпоказателейсоспортивнымидостижениями.Качествоoтfiopaслужитважнымусловиемуспешност
имноголетнегообученияиподготовкиспортивногорезерва.
Меіподtікаопібоуа
Спортивныиотборпроходятвсеучастникиt§изкультурно-спортивнойдеятельности.
Процедураотборавключаетвсебятриэтапа:
определениеспецификитребований,которыепредъявитбудущаядеятельность,прогнозир
ованиеэтихсведенийпредставляютввидеподробныхмодельныххарактеристик;

- осуществлениепрогнозасоревновательного

потенциалаилгіперспектив
егоформированияуконкретныхобучающихся(новичков),проходящихoтsop;
- осуществлениевыводаостепеиисоответствияданныхобучающихсядлязанятийтемилииным
видомспорта.Послечегопринимаетсярешениеозачислении, отчислении, замене и т. д. на основе
сравнения данных, полученных напервыхдвухэтапах.
Вместе с тем, даже такая обобщенная схема указывает на больвзие
трудностибезошибочногопроведенияотбора.Особеннуюсложностьпредставляетнадежноепрогнози
рование
возможностеиобучающегосяна
несколько
лет
вперед.
Выявлениестабильныхпоказателейпозволяет
с
уверенностьюпрогнозировать
индивидуальноеразвитиеобучающегося,посколькупреимуществонадсверстникамипотакимпоказат
елямсохранитсяивбудущем.
Помереростаподготовленности
обучающего,всебольшеезначениедляотбораприобретаютспортивныедостиженияирезультаты.
Грамотноеосуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное создание
иреализациюсоревновательногопотенциала.
Необходимопомнитьиогуманномаспектеoтfiopa,позволяющемребенкунайти
тот
вид
деятельности,в которомего способностираскроютсяв наибольшейстепени.
Слабоепроявлениесвоиствличностиикачественныхособенностеиприменительно
к
одному
из
видов
спорта
не
mожет
рассматриваться
как
отсутствиеспортивныхспособностей.Малопредпочтительныепризнакиводномвидеспортивнои
деятельностимогутоказатьсяблагоприятнымифакторамииобеспечиватьвысокуюрезультативно
стьвдругомвиде.Всвязисэтимпрогиозированиеспортивныхспособностейможноосуществлятьт
олькоприменительно к отдельному виду или rpyппe видов, исходя при этом из
оsщихположении,характерныхдлясистемыотбора.
Вспортеимеютзначение,какобщиеспособности(обеспечивающиеотносительнуюлегкостьвов
ладениизнаниями,умениями,навыкамиипродуктивностью в различныхвидах деятельности), так и
специальные
способности(необходимыедлядостижениявысокихрезультатоввконкретнойдеятельности,видеспор
та).Спортивныеспособностивомногомзависятотнаслепственнооfiусловленных
задатков,которые
отличаются
стабильностьюи
консервативностью.Поэтомуприпрогнозированииспортивныхспособностейследуетобращатьвнима
ниепреждевсегонатеотносительномалоизменчивыепризнаки,которыеобусловливаютуспешностьбу
дущейспортивнойдеятельности.Посколькурольнаследственнообусловленныхпризнаковмаксималь
нораскрываетсяприпредъявлениикорганизмуоfiучающегосRВысокихтребований,топриоценкедеят
ельностиюногоспортсменанеобходимоориентироватьсяиауровеньвысшихдостижений.Нарядусизу
чениемконсервативныхпризнаковпрогнозспортивныхспособностей предполагает выявление тех
показателеи,
которые
могут
существенноизменятьсяподвлияниемучебныхзанятий,тренировочныхмероприятий,соревновательн
ойдеятельности.Приэтомдляповышениястепениточностипрогиоза необходимо принимать во
внимание как темпы роста показателей, так и ихисходныйуровень.
Критериямиспортивноиориентацииявляютсярекомендациитренерапреподавателя,педагогадополнительногообразования,данныемедицинскогообследования,
антропометрические
измеренияи
их
оценка
с
позицииперспективы.Данные,полученныенапервомэтапеотбора,следуетиспользоватькакориентиро
вочные.
На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивномотношении
детишкольноговозрастадлякомплектованияучебно—тренировочных
группв
ДЮСШ.Отборпроводитсяпоследующейпрограмые:оценкасостоянияздоровья;выполнениеконтрол
ьно—переводныхнормативов,разработанныхдлякаждоговида
)2

спортаиизложенныхвдополнительныхобщеобразовательныхпрограммахвобласти физической
культуры
и
спорта;
антропометрические
измерения;
выявлениетемповприростафизическихкачествиспортивныхрезультатов.
Входевторогоэтапаотбораосуществляетсясистематическоеизучениекаждого
обучающегося с целью окончательного определения его индивидуальнойспортивной
специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения,контрольные испытания,
медико-биологические
и
психологические
исследования
сцельюдальнейшегоопределениясильньlхислабыхсторонподготовленностиобучающихся.
Сложностьпоиска
спортивно
одаренных
детей
обуславливаетсятребованиям
и,которыепедагогпредъявляеткобучающимсясfioлeeвысокимуровнемподготовленности.
Поэтомупедагогвсвоейдеятельностидолженориентироватьсянаследуіощие
К}ЭИТС]ЭИИOДБ]ЭeННОСТИ.
- уровеньразвитияфизическихкачествобучающегося;
- технико-тактическаяподготовленность;
—темпыростаспортивныхдостижений;
- моторнаяобучаемость;
- координационныевозможности;
- способность обучающегося
кэффективноыу
решению двигательных
задачвусловияхнапряженнойборьбы.
Для успешной
работы в этом направлении
необходимо
применять
основные
!›іетодьівыявлениядетей,о6лабліоtіЈtпcnopniti8нollOJOftCHHOCPfЪІО
Педагогические
лie?7fOdыпозволяютоценивать
уровеньрывития
физическихкачеств,координациогіныхспособностейиспортивнотехническогомастерстваюныхспортсменов.
Контрольные
испытания
(niecniы)
позволяют
судить
о
наличии
необходимыхфизическихкачестви
способностейиндивидадля
успешнойспечиализациив
томилииномвиде
спорта.Средифизическихкачестви
способностей,определяющихдостижениевысокихспортивныхрезультатов,существуюттакназываем
ыеконсервативные,генетическиобусловленныекачестваиспособности,которыесбольшимтрудомпод
даютсяразвитиюисовершенствованиювпроцессезанятий.Этифизическиекачестваи
способностиимеютважноепрогностическоезначениеприотборедетейиподростковв
учебныегруппыспортивныхшкол,Кихчислуследуетотнестибыстроту,относительнуюсилу,некоторы
еантропометрическиепоказатели(строениеипропорциитела),способностькмаксимальноьtупотребле
ниюкислорода,экономичноетьфункционированиявегетативныхсистеморганизма,некоторыепсихич
ескиеособенностиличностиобучающихся.Всистеме

oтfiopaконтрольные испытаниядoлжныпроводитьсяс такимрасчетом,чтобыопределить не столько то,
что yжe умеет делать обучающийся, а то, что он сsіожетсделать в далънейщем, т.е. выявить его
способности
к
решению
двигательныхзадач,проявлениюдвигательноготворчества,умениюуправлятьсвоимидвижениями.
На
основе.›іедикобио.вогическихмепіодоввыявляютсяморфофункциональныеособенности,уровеньфизического
развития,состояниеанализаторныхсистеморганизмаоfiучающегосяисостояниеегоздоровья.Впроцессемед
ико—биологическихисследованийособое
вниманиеобращаетсяна
продолжительность
икачествовосстановительныхпроцессовворганизмедетейпослевъіполнениязначительныхтренировочныхна
грузок. Врачебноеобследованиенеобходимои длятого,чтобывкаждомслучаеуточнить,вкакихпечебнопрофилактическихмероприятияхнуждаютсяобучающиеся.
СпомощьюпспхолознvескіfЈиетобовопределяютсяособенностипсихикиобучающихся,оказывающи
хвлияниена
решениеиндивидуальных
и
коллективныхзадачвходеспортивнойборьбы,атакжеоцениваетсяпсихологическаясовместимостьобуча
ющихсяприрешениизадач,поставленныхпередкомандой.
Поэтомуодним
из
эффективныхсредств
грамотногоотбора
обучающихсядолжныбытьопределенныетесты,адекватныедлякаждоговидаспорта.
Вкачестветестов
целесообразноприменятьтакие
данные
h4Орфологических,функциональныхипсихологическихпоказателей,которыевнаибольшеистепениотражают
проявления
двигательной
деятельности
данного
вида
спорта.
Вчастности,иыимогутслужить:способностьбыстрореагироватьна
световоираздражитель(впределах0,200,25секундввозрасте10-12лет),умениебыстропробегать
ДИC'TАHЦИЮ15-20М,ВЫСОКОПРЫГАТЬИД}э.
Форліывыявленияодаренныхдетеи.
•
наблюдение;
•
общениесродителями;
•
тестирование,анкетирование,беседа;
•
тренировочныемероприятия,соревнования.
На
основеанализарезультатовобследованияокончательнорешаетсявопросободаренностиииндивидуальноиспор
тивнойориентацииобучающегосяипереводеегоприналичииусловийивозможностинаосвоениепрограммс
портивнойподготовки.
Обучающиеся,не
проявившиеспортивнуюодаренностьмогутпродолжитьобучение
с
ориентацией
не
на
спортивную,
а
на
профессиональную
деятельность,подготовкукпоступлениюнаобучениевпрофессиональныеобразовательныеорганизац
иииобразовательныеорганизациивысщегообразования.

IV.
Принципыорганизацииработысодареннымидетьыи,обучаіощимпсяподополнительным
общеобразовательнымпрограммамвобластифизической
культурыиспорта.Методыифорііыработы
Работа с одареннымии способнымиоsучающимися,их выявлениеи развитиеявляется одним из
важнейших
аспектов
деятельности
организаций
дополнительногообразованияфизкультурноспортивнойнаправленности.
Воспитаниеиобучениеодаренныхдетейвобразовательнои
организациидолжноосуществлятьсяпланомерно,врамкахспециальноорганизованноивоспитательнои
работы.Ведущееместо
в
этойработе,бесспорно,принадлежиторганизацииучебногопроцесса,тренировочныхмероприятийснаибол
ееперспективнымиобучающимися.Особенностьэтоидеятельностив
том,чтонеобучающийсяадаптируетсявнейкимеющимсяобразовательнымусловиям,аусловиядополнитель
ногообразованияпроектируютсянаиндивидуальностьребёнка.
Организациюдеятельностисодареннымидетьмипедагогидолжнывыстроить,как
специальноорганизованныи
педагогический
процесс,
направленныина
формированиеповеденческихубеждений,черт
воли,характера,обучающегосясразвитыминравственнымиценностями,готовогокдальнейшемупродолжегіиюоб
разования,профессиональнойдеятельности,социализациивсовременномобществе.
Задачапедагогов состоит в том,чтоsы выявитьпризнакиодаренностиу детейисоздатьвсе
необходимыеусловиядляееразвитияиреализации.
Важнообъединитьусилияпедагоговиродителейсцельюсозданияблагоприятныхусловийдлясоверш
енствованияспособностейудетеи.
Вэтом направленииважна систематизация работы со спортивно одареннымидетьми, которая должна
быть
направлена
на
личностное
развитие
и
успешностьобучающихся,поддержкуиразвитиеодаренныхдетей,ихсамореализацию,обеспечение
каждому
ребенку
равных
стартовых
возможностеи
в
реализации
ихинтересов,стимулированиимотивацииразвитияспособностей,поддержкееготалантовсемьей.
ОС новнпіеприніlипЪірабоіпыпо развитиюспособноспіеіідеіпейоснованыни.индивидуализации
(наличиеиндивидуального планаобучающихся);дифференцированномподходе;
личностно—
ориентированномподходе;принципеопережающегообучени
я;
принципе
разнообразия
предлагаемых
возможностей
для
реализацииспособностейобучающихся;
принциперазвивающегообучения;
принципесозданиякомфортных условийдлясовместнойработыобучаюіцихсяипедагога;
принципевариативностиреализациисодержания,форм,›іетодовучебновоспитательногопроцесса;
внедренииновыхпедагогическихтехнологийвобразовательныйпроцесс.
Системавыявленияодаренныхдетеивсфередополнительногообразованияфизкультурноспортивнойнаправленностиосуществляетсячерезучастиеобучающихсявсоревнованияхразличногоуровня
,конкурсныхмероприятиях,форумах,фестивалях.Необходимовестиучетдостижениидетей(втомчисле,мон
иторингпродвиженияодаренныхдетей
в
социуме)
используяинформационныйpecypcобразовательнойорганизации.
Организациюдеятельностисодареннымидетьминеобходимоорганизовывать,опираясь
наосновныемодулиработыпоразвитиюихспособностеи.
Основныеsіодулиработьісодаренны.ііtідетьмнпоразвішіtиоспорпіивных
способносіпеіі.‘
I .Выявление одаренного ребенка из обиіейсреdы(отбор и спортивная ориентация)в учебных гpyппax
начальной
подготовки,
базовогоуровня
и
определениединамикиразвитгіяфизическихспособностеи(мониторингразвитияфизическихспособностеи,
выполнениеконтрольно-переводныхнормативов).
2. Создаwиеобогаіценнойо0рпзоваіпельноЁсреды,предоставляющейвозможностьпроявленияиразвитияфиз
ическихспособиостейобучающихся.Эксклюзивноеобразование(созданиеуребенкамотивациикразвитиюс
воихспособностей,системаподготовкибудущегоспортсмена,систехіаспортивныхсоревнованийразлично

гоуровия).
3. Ресуусноеобеспеченtіе(материально—
техническаябазаобразовательнойорганизации),кадровоеобеспечение(тренерскопреподавательскийипедагогический
состав
высокойквалификации)и
научно-методическое
обеспечение(наличиевобразовательноиорганизацииавторских,адаптированныхииндивидуальных
программ).
4. Сопровождение,профессиональwаяо›иенпіацинобучаюttихся.
5. Управлениеикоордtінациявоспшпаіпельно-образовате.ьнпіиnpoцecco.›iпо
выяв.зенtоообиренныхдemeh.
Важновыстроитьэффективнуюсистемувзаимодействиявсфередополнительногообразования
физкультурноспортивнойнаправленности,обеспечивающуювыявление,сопровождениеиподдержкуодаренныхдет
ей.
Стимуломипоощрениемдетей,имеющихдостижениявобластифизической
К ЛЬ’Т\рЫИCПOpTa, МОЖеТВЫСТ ПИТЬ'
—
участиевовсероссийскихспортивныхмероприятиях(соревнованиях,играх,состязаниях);
участиевконкурсах,коиференциях,форумах,втоычиелемея‹дународных;
—
возможностьучастия
в
грантовыхпрограммахгосударственных
корпорации,общественныхфондовиассоциаций;
созданиебанка
данньlхдетскихпроектовв
областифизическойкультурыиспорта(исследовательских,просветительских).
Длявыявления одаренныхдетеив областиt§изическоговоспитания,вхспособностей
к
освоению
различньlх
видов
двигательной
деятельности
иде
tонстрирующихвысокиеспортивныерезультатывсоревновательноидеятельности,рекомендуетсяразра
батыватьиндивидуальныеобразовательныетраектории,которыемогутвключать:
- обеспечение
материалами,заданиями,втомчислесиспользованиемдистанционныхимодульныхтехнологииобу
чения;
созданиепортфолиофизкультурно-спортивногоопытаидостиженийобучающихся;
- участиевфизкупьтурно-спортvівныхконкурсах,фестивалях,акциях,мастер-классахит.п.;
— формированиеиреализацияиндивидуальнойобразовательной(профильнои)программыобучающихся
вобластифизическойкультуры;
- формироваииемотивациикбудущемупрофессиоиальномусамоопределеииюобучающихсявфизкульт
урно-спортивноисферечерезпопуляризациіоикультивированиеданногонаправления;
- созданиеальянса«семъя-обучающиися-образовательнаяорганизация».
Для
развития
спортивных
способностеи
обучающихся
эффективно
применятьследующиеприемы:
выполнение
спортивных
тематических
заданий;выполнениепроектныхработнаспортивнуюте›іатику;
приобщение
(в раапичных
формах)
к работе
помощника
тренера—
преподавателя,судеиству;
повышениесло’жностизаданий.
Можно
выделить
несколько
аспектов,
эффективных
в
организациидеятельностисодареннымидетьми:
1. Педагогикасопірудничества-соDместныйтрудпедагогаидетей.
- обучениебез
принуждения(центральнойточкоиявляетсяисключениеметодовпринужденияизсоображениятуманности);
- сверхмногократноеповторениесвключениемзрительной,слуховойимоторнойпамяти (приводит к тому,
что обучаіощийся все равно будет иметь необходимыезнанияиумения);
- насыщенностьзаданиямиоткрытоготипа
(возможностьиметьсвободныйвыбор,несколькозаданийнавыбор);
- рефпексия;
- коллективнаяработа.
2. Texwoлoгtiлtіндивидуализации
организацияучебногопроцесса,
при
которомвыборспособов,приемов,темпаобученияобуславливаетсяиндивидуальнымиособенностямиуча
щихся.

- содействиесредствамииндивидуализации
выполненияиндивидуальныхучебныхпрограмhіобучаіощимися;
- различные
учебно—воспитательные,
психолого-педагогические
и
организационно—
управленческиемероприятия,обеспечивающиеиндивидуальныйподход.
3. Эле,иентьfіУІыопіорсіпва(наставничесіпва)
- маршрутныелисты;
- общениечерезсоциальнуюсеть;
- работавмалыхrpyппax;
— творческиепроекты.
Для целенаправлеиной и результативной деятельностис одареннымидетьмиважно подобрать
разнообразныеи
эффективные
ыетодъі
и
формъі
работы,которыебудутспособствоватьуглубленномуфизическомусовергиенствованиюдетей,развитиюихп
отенциала,успешномуосвоениюиндивидуальныхучебныхпланов,
П OГQdMMGПO ТИВНОЙПОДГОТОВКИ.
Дляуспегиной
реализации
поставленных
задачнеоsходимо
использовать
tінновациоиныефор,иыработыс одареннымидетьми:У
Музеинаяпедагогикаолимпийскогодвижения;Н
Уроксолимпийскиечемпионом;
У
Выстраиваниеперсональных траекторийсучетом:
«
результатовоsследованияфизическогоразвитияобучающихся;
•
ПСИХОЭМОЦИОННЈІЬНОГО GОСТОЯНИЯ;
•
мотивации;
Я
Модульное обучение;
У
Проектнаядеятельность(созданиедвигапіельныхпроектов);У
Применениеразличныхформоценивания:
»
реитинговаясистемаоценивания;
• безотметочнаясистемаоценивания;
»
критериально-рейтинговаясистемаоценивания(вбаллах)
«
боиуснаясистема;
У
Обучениенаосновесовремениыхвидовспорта;Н
Интерактивноеобучение;
k
Дистанционноеобучение;
й
Применениефлештехнологийи мультимедииныхпрезентапий;
У
Использование
современного
оборудования
(кор-платt}іормы,
слатідер,мультимедииныестеп—платформыидр).
Для заинтересованности обуч8ющихся к занятиям избранным видом спорта
идальнеигиихспортивныхуспехов
и
перспектив
в
его
Ѕудущей
деятельностиважноприменятьметодыстимулированияипоощрениядляодаренныхдетей:
создаииестенда,посвященноголучшимобучающимся,победителямипризерамгородских,регио
нальных,всероссииских,международныхсоревновании;
направление
благодарственных
писем
родителяы,
оценка
заслуг
родителей
народительскихсобраниях,отчетныхмероприятиях;
представлениеодаренных обучающихсяна стипендии губернаторав областифизической
культуры и спорта, получение грантов губернатора, мэра и пр. в областиФКиС.
Припланпрованииработы
повыявлениюодаренныхдетейоченьважнавзаимосвязьорганизациидополнительного
образованияфизкультурно-спортивноинаправленности с сетью образовательных учреждений для
одаренных детей и детей,способныхимотивированныхкполучениюкачественногообразования.
ОрганизациидополнительнОгообразованияфизкультурно-спортивнойнаправленности
мощ•тучаствоватьв
сетевойформереализацииобразовательныхпрограмм,вкоторуюможетвходитьнесколькообразовательныхоргани
зации:организациидополнительногообразования,реапизующиедополнительныеобщеобразовательныепрогра
ммывобластифизическоикультурыиспортаобщеобразовательные организации, физкупьтурно-спортивиые
организации
и
иныеорганизации,обладающиересурсами,необходимымидляреализациисоответствуіощейпрограммы.
специализированныедетско—

юношескиеспортивиыешколы;школыолгімпиискогорезерва;
региональныересурсныецентрыработысодареннымидетьмиидр.
ОченьважновыстроитьсистемувзаимодеиствиясРегиональныересурснымцентром(координатором)
развитиядополнительногообразования(ЈизкультурНО-спортивной направленности (далее - PPU) в части
выявления, развития и поддержкиодаренныхдетей.
Однимизприоритетныхнаправленийдеятельности РРЦявляетсяформированиеи развитиетворческихи
двигательныхспособностейобучаЈощихся,выявлениеразвитиеиподдержкаталантливыхдетей.
ПоэтомуоченьважнарольРРЦвпостроенииэффективноймоделивзаимодействиясорганизациямидополните
льногообразованияt§изкультурно—
спортивнойнаправленностидлядальнеишеисовместноиработыповыявлению,развитиюспортивиоодаренныхдетейиих
дальнейшемусопровождению.
Черезсетевуюформувзаимодействиявозможнореализовыватьивнедрятьиндивидуальныепрофильные
программы
физкультурноспортивнойнаправленностидляодаренньlхдетейвобластифизическойкультурыиспорта.
ТакжеоДнойизформреализациидополнитепьныхобщеобразовательныхпрограмм
в
областифизическойкультурыи
спорта
в
системе
дополнительиогообразования—
мoжeтстатьвнедрениекластернойформыобучения.
Дополнительноеобразованиефизкультуры—
GNOтивноинаправленностиврамкахкластераможетбьlтьиспользованообразовательнойорганизациейдляре
ализациидополнительных общеобразовательных программв области физическойкультурыиспорта.
Кластернаяформаобучениябудетспособствовать:
— возможности
построение
индивидуального
образовательного
маршрутаобучающегося;
- использованию
материальнотехническойбазыдлякачественнойреализациипрограммдополнительногообразованиявобластифизическойкул
ьтурыиспорта;
- осуществлению
методической
поддержки
процессов
интеграции
общего
идополнительногообразования;
разработкеуникальныхпедагогических технологииразвитияспособностейобучающихся в области
физической культуры и спорта, получению в дальнейшемпрофильногообразованияидр,;
- возможностиподдержкиисопровожденияодаренныхдетеи;
— организамииканикулярноговременидетеи,профилактикенегативныхявлений
средыидр.
Основныминаправлениямисовместнойработыорганизамиидополнительногообразованияфи
зкультурно-спортивнойнаправленностииобщеобразоватепьныхорганизацийследуетсчитать:
организациюипроведениесовместныхмероприятийфизкультурно-спортивнойнаправленности;
- комплектованиесборныхкомандгорода,
втомчислеизобучающихсяорганизацийдополнительногообразованиядляучастияврегиональныхсоре
внованияхпоразличнымвидаыспорта;
- передачанаиболееперспективныхобучающихсявобластиспортавспортивные
Такикtобразом,толькоуспешноорганизованнаяиэффективновыстроеннаямодель
работы
с
одареннымидетьми
в
оргаиизацияхдополнительного
образованияфизкультурноспортивнойнаправленностипозволитвыявитьобучающихся,имеющихспособностикдвигательнойдеятель
ности,кзанятиямизбраннымивидамиспортадлядальнейшейспортивноиориентацииипрофессионалыіогос
амоопределения.
V.
Заключение
Важно
отметить,что
система
дополнительного
большиевозможностиобучающимсясодаренностьюдля
реализациисвоихвозможностейипотенциалавразличныхнаправленностях.
СпортивноодарениыеобучающиесR—
ЭТОбудущийспортивныйрезерврегиона,страны,поэтомуособаярольв

образованиядает

выявленииодаренныхдетейпринадлежиторганизациямдополнительногообразованияфизкультурно—
спортивнойнаправленности.
При
грамотном
сочетании
разнообразных
форм
и
методов
работы
с
даннойкатегориейдетеивозможнообучитьиподготовитьвысокомотивированного,целеустремленного,pas
oтocпocosнoroиуспешноговизбранномвидеспортаобучающегосясодаренностью.
Созданиеусловийдляразвитияспортивнойодаренностиобучающихсяявляется
важнои
и
необходимойосновой
всего
процесса
обучения,которое
помогаетраскрытьпотенциалюных
дарованийвразличныхвидахспорта.
Эффективнаяи
целенаправленная
работапо
организацииобразовательной
деятельностисодареннымидетьмибудетспосоfiствоватьвсестороннемуфизическомуразвитиюобучающих
ся,улучшениюобразовательного
результата,формированиюспортивноймотивации,профессиональнойориентацииобучающихся,подготовк
уодаренныхдетейкпоступлениювобразовательныеорганизации,реализующиепрофессиональныеобразова
тельныепрограммывобласти физической культуры и спорта, что позволит в комплексе региать
проблемыуровня здоровья,воспитанияи образованияобучающихся,где занятияфизическоикультурой и
спортом
будут
на
первом
месте
выступать,
как
источник
физического,нравственногоиволевоговоспитания,темсамымвлияяна становлениеличностиодаренныхдетеи.

Практическийматериал
для
работы
по
выявлениюспортивноодаренныхдетей
В
последнеевремя
широкоераспространение
получиливсевозкtожныетесты,направленныенавыявлениеодаренности.
Психомоторныеспособноститесносвязанысоскоростью,точностьюиловкостьюдвижен
ий,кинестетически-моторнойизрительно-моторнойкоординацией.
Срединаиболееизвестныхзарубежнъіхпсихомоторныхтестоввыделяютследующие:
Тест Пурдье состоит из 11 субтестов и предназначен для опенки непрерывнодвигательныхспособностей,где
оцениваются
направленность
реакций,
непрерывнодвигательнаякоординация.
ТестловкостиманипулированиясмелкимипредметамиКрауфордавключает два типа
заданий, для вьІполнениякоторыхнеобходимы специальнаядоска с отверстиями, небольгие
стержни,
металлические
колечки,
пиицет,
шурупыиотвертка.Впервоичаститестаиспытуемыйдoлжeнспомощъюпинпетапоместить
стерікни в отверстия доски, а затем надеть на каждый из них коленки.При проведении второй
части
теста
испытуемого
просят
посещать
в
отверстия
срезьбоинебольшиешурупыизавинчиватьих спомощьюотвертки.
ТестнаосновныедвигательныенавыкиД.АрнхеимаиУ.Сіінклераможетпроводитьсяс
детьми в возрастеот четырех до двенадцатилет. Он направленна оцеикуспособностеиребенка
координировать работу глаз и рук, контролироватьилирегулироватьдвиженияразнойамплитуды.
ТестназрительиодвигательнуюкоординациюК.Беррисостоитвтом,чтобыребеноквоспроизвел24рисунка,сложностькото
рыхпостепенновозрастает.
При диагностикепсихомоторныхспособностейщироко используютсятакжетест
ловкости
пальцев
О.Коннора, Миннесотскии тест
скоростиманипулирования,тестловкостиСтромбергаидр.
Тестынамоторныеспособности-длядиагностикимоторных(психомоторных
или
сенсомоторных) способностейнаходятширокоепрактическоеприменениевпрофотбореиспорте.
Ро.пь моторики в успешности овладения разнообразными видами деятельностиотражена
в
тестах Ф.ГаЛЕ•ТОllа, ’3. Крепе.эігіш, в дпигатслыіо,ітестеН.И.Озерецкого.
Моніоуіниелігсгнынаправленынаизучение:
VI.

•
•
•
•

Приложение.

точностидвижений,
силыдвип‹ений,
темпадвижений,
ритмадвижеиий,

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

скоростидвижении,
точностидвижений.
зрительно-моторнойикинестезически—моторнойкоординации,
ловкостидвижениипальцевирук,
твердостьруки,
скоростьдвижениязапястьяипальцев(скоростьпередачисигналоврукойиатепеграфномaпNapaтe),
тремора,
ответной ориентация (способностьнаходить
правильныйдвигательныиответиастимулыпривысокойскоростипредъявления),
оценка контроля (умениесохранятьконтрольза изменяющимисяпо
скоростиииаправлениюобъектами),
координацияточностимышечногоусилияидр.

Дляэтогоприменяются рпзнообрвзныеnttnapnmы(динамометр,эргограф,термометридр.).
Такжецелесообразноприменениеразнообразныхntecinnвci.vзпЬннш°і
нанизывание6yc,завязываииеузлов,обводкасложныхфигур,выгибаниеизпроволокифигурпозаданн
ымобразцам)-проверяетсяловкость,техническаясноровка,аккуратностьинекоторыедругиекачества
Тест-анкепіа,выявленияпопіенциалаодtірёниости
РазработанаА•ііериканскимипсихо.бога.лгиА.деXaнo.viиГ.Кафо.i
Уребёнкаспортивныйталант,если:
1 -онэнергиченивсёвремяхочетдвигаться;
2 -онсмелдобезрассудстваинебоитсясиняковишишек;
3 -онпочтивсегдаберётверхвпотасовкахиливыигрываетвкакой-нибудьспортивнойигре;
4 неизвестно,когдаонуспелнаучитьсяловкоуправлятьсясконькамиилыжами,мячамииклюшками;
5 лучшемногихдругихсверстниковфизическиразвитикоординированвдвижениях,двигаетсялегко,пла
стично,грациозно;
6предпочитаеткнигамиспокойнымразвлечениямигры,соревнования,дажебесцельнуюбеготню;
7 -кажется,чтоонникогдавсерьёзнеустаёт;
8 -неважно,интересуетсялионвсемивидамиспортаиликакимнибудьодним,ноунегоестьсвойгерой—спортсмен,которомуонподражает.
Спортивнаяодаренность:
• Энергичен,производитвпечатлениеребенка,нуждающегосявбольшомобъемедвижений.
• Любитучаствоватьвспортивныхиграхисостязаниях,
• Частовыигрываетвразныхспортивныхиграхусверстников.
• Бегаетбыстреевсехвдетскомсаду,вклассе.
• Движетсялегко,грациозно.Имеетхорошуюкоординаііиюдвижении.
• Любитходитьвпоходы,игратьнаоткрытыхспортивныхплощадках.
»Предпочитаетпроводитьсвободное
времявподвижныхиграх(хоккей,баскетбол,
футболит.д.).
• Физическивыносливеесверстников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».