УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ПРИНЯТО» Педагогическим советом МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым Протокол от 14.04.2023 № 14 «СОГЛАСОВАНО» Директор МБОУ Красноармейский УВК МО Красноперекопский район Республики Крым _______ С.Н. Дрокачук «14» апреля 2023 года «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым _________ М.В. Шубина «14» апреля 2023 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Самбо» на 2023/ 2024 учебный год Направленность физкультурно-спортивная Срок реализации программы 1 год (144 часа) Вид программы модифицированная Уровень базовый Возраст обучающихся 11-17 лет Составитель Шубина М.В. Должность директор МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым с. Ишунь, 2023 год 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовая основа программы 1.1.2. Направленность образовательной программы 1.1.3. Актуальность дополнительной программы 1.1.4. Новизна программы 1.1.5. Отличительные особенности программы 1.1.6. Педагогическая целесообразность 1.1.7. Адресат программы 1.1.8. Объем и сроки освоения программы 1.1.9. Уровень программы 1.1.10. Формы обучения 1.1.11. Особенности организации образовательного процесса 1.1.12. Режим занятий 1.2. Цели и задачи программы 1.2.1. Цель программы 1.2.2. Задачи программы 1.3. Воспитательный потенциал программы 1.4. Содержание программы 1.4.1. Учебный план 1.4.2. Содержание учебного плана 1.5. Планируемые результаты 1.5.1. Личностные 1.5.2. Метапредметные 1.5.3. Предметные 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение 2.2.2. Информационное обеспечение 2.2.3. Кадровое обеспечение 2.2.4. Методическое обеспечение 2.3. Формы аттестации 2.4. Список литературы 2.4.1. Основная литература 2.4.2. Литература для педагога 2.4.3. Литература для обучающихся 2.4.4. Литература для родителей 3. Приложения 3.1. Оценочные материалы 3.2. Календарно-тематическое планирование 3.3. План воспитательной работы 3.4. Методические материалы 3.5. Лист корректировки 3 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовая основа программы Данная программа по физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); - Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020); - Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; - Национального проекта «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16); - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; - Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»; - Федерального проекта «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»; - Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О 4 направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; - Письма Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС – 551/07«О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; - Закона об образовании в Республике Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019). - Устава МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики. 1.1.2. Направленность образовательной программы Программа является модифицируемой, ознакомительного уровня и имеет физкультурно-спортивную направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Самбо» направлена на физкультурнооздоровительное воспитание детей через занятие борьбой. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: - создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; - формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей и молодежи; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся. - выявление и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры; мотивации вовлечения обучающихся в массовый спорт. 1.1.3. Актуальность дополнительной программы Актуальность данной программы обусловлена необходимостью усилить взаимосвязь теоретической и практической подготовки детей в занятиях физической культурой и спортом, в частности в борьбе. 5 1.1.4. Новизна программы Новизна данной образовательной программы отражается в ее комплексности, что обеспечивает единство двух компонентов: художественно-эстетического и физкультурно-спортивного развития, оздоровления. Физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. 1.1.5. Отличительные особенности программы Отличительная особенность заключается в том, что структура занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным методом при формировании качеств физического совершенствования учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. 1.1.6. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы заключается в привлечении учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что способствует развитию логического мышления, творческих способностей и навыков решения задач спортивной направленности. Программирование мотивирует к активным занятиям в различных областях (силовых, тактических, скоростных и т.д.), развивает воображение и способствует коммуникабельности в общении со сверстниками. 1.1.7. Адресат программы Программа «Самбо» реализуется на базе МБОУ Красноармейский УВК. Занятия проводятся в спортивном зале. На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе принимаются дети в возрасте от 11 до 17 лет, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям спортом (медицинская справка), по личному желанию ребенка и заявлению родителя (законного представителя). Группы ознакомительного уровня формируются как из вновь зачисляемых в ДЮСШ обучающихся, так и из обучающихся не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других уровнях подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта. Наполняемость учебной спортивно-оздоровительной группы до 20 человек. Допускается комплектование разновозрастные группы и деление группы на 2 подгруппы. Набор (перевод) учащихся осуществляется ежегодно до начала учебного года согласно Уставу ДЮСШ и санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп. 1.1.8. Объем и сроки освоения программы Дополнительная общеобразовательная программа «Самбо» общий срок реализации – 1 год. Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики 6 борьбы. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В группы для занятий самбо принимаются обучающиеся в возрасте 11-17 лет, имеющие допуск врача. Наполняемость учебных групп – не более 20 человек. По окончании реализации программы каждый обучающийся должен: - освоить теоретический раздел программы; научиться выполнять объемы тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями; - овладеть базовой и специальной техникой, скоростными, кондиционными и координационными упражнениями, соответствующими этапу обучения. Основной формой подведения итогов работы по программе являются спортивные соревнования по самбо и выполнение контрольных нормативов. 1.1.9. Уровень программы Программа является модифицируемой, ознакомительного уровня. Дополнительная общеобразовательная программа «Самбо» направлена на физкультурно-оздоровительное воспитание детей через занятие борьбой. 1.1.10. Формы обучения Сетевая форма реализации программы обеспечивает возможность освоение обучающимися необходимых навыков с использованием ресурсов МБОУ Красноармейский УВК обладающее необходимыми ресурсами для осуществления обучения, по физкультурно-спортивной направленности. Занятия проводятся на основе общих методических принципов. Используются методы наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение – элементарным и простым. Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации программы являются: - групповые и индивидуальные, - теоретические и практические занятия, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и спаринги; - соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные), - подвижные игры, - занятия оздоровительной направленности; - эстафеты, - домашние задания. Главная задача педагога дать учащимся основы приемов борьбы, тактики и техники спарингов. Образовательный процесс строится так, чтобы 7 учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях. 1.1.11. Особенности организации образовательного процесса Организация образовательного процесса происходит в соответствии с индивидуальными учебными планами в секциях, допускается комплектование разновозрастных групп и деление группы на 2 подгруппы. Набор (перевод) учащихся осуществляется ежегодно до начала учебного года согласно Уставу ДЮСШ и санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп. 1.1.12. Режим занятий Программа по самбо реализуется на базе МБОУ Красноармейский УВК МО Красноперекопский район Республика Крым. Занятия проводятся в спортивном зале. Периодичность проведения занятий по программе – 2 раз в неделю по 2 академических часа. 1.2. Цели и задачи программы 1.2.1. Цель программы Целью является овладение навыками и умениями использовать средства и методы двигательной деятельности в разнообразных формах. 1.2.2. Задачи программы 1. Образовательные: • Обучение базовым организационным навыкам, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту; 2. Воспитательные: • Воспитание привычки к занятиям физической культурой и спортом как коллективно, так и самостоятельно. 3. Оздоровительные: - расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями; - укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся; - воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами командно – игровой деятельности; - создание представлений об индивидуальных физических возможностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья; - обучение основам физиологии и гигиены физического воспитания, профилактики травматизма, коррекции телосложения. 8 1.3. Воспитательный потенциал программы Особое место воспитательный процесс занимает в работе ДЮСШ, где программа по самбо направлена на формирование таких личностных качеств обучающихся, как активная гражданская позиция, патриотизм, инициативность, толерантность, целеустремлённость и многие другие. Именно дополнительное образование наиболее успешно умеет решать воспитательные задачи, которые ставит перед ним государство и общество. 1.4. Содержание программы 1.4.1. Учебный план № Наименование разделов, п/п тем Введение 1 Общая физическая подготовка Всего Из них Форма часо Теор Прак аттестации/ в ия тика контроля 2 2 Индивидуаль 70 15 55 ные задания Специальная физическая 20 10 10 подготовка 3 Спортивнотехническая 20 10 10 подготовка 4 Тактическая подготовка 10 5 5 5 Теоретическая подготовка 10 2 8 6 Интегральная (психологическая) 4 2 2 подготовка 7 Приемные и переводные Тестировани 4 4 нормативы е 8 Участие в соревнованиях 4 4 Итого 144 1.4.2. Содержание учебного плана Введение в программу (2 часа) Теория: Введение в программу. Знакомство с учащимися. Краткий рассказ о целях, задачах программы, об основных разделах, изучаемых в программе. Инструктаж ТБ, правила поведения на занятии. Правила поведения на борцовском ковре. Гигиена и здоровье. Правила гигиены спортсмена. Закаливание. Режим и питание. Оказание первой медицинской помощи. Контроль: Входная диагностика знаний, умений и навыков учащихся в форме сдачи контрольных упражнений. Теория: История возникновения самбо. Краткий обзор развития борьбы самбо, её место и значение в системе физического воспитания. Краткий исторический обзор: борьба как старейший вид физических упражнений в России, широко отображенный в исторических летописях и в памятниках народного эпоса; крупнейшие соревнования по борьбе самбо в России; массовое развитие борьбы и повышение технического мастерства юных борцов. 2 9 Общая физическая подготовка (70 часов) Теория: Упражнения на укрепление мыщц рук, их влияние на физическое развитие человека, на развитие силы, ловкости. Практика: Разминка. Упражнения на укрепление мышц рук. Упражнения без предметов. Сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение руки вперед и вверх, вращение вперед и внутрь, круговые упражнения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставов. Упражнения с предметами: упражнения со скакалкой, с гимнастической палкой, с теннисным мячом, с набивным мячом, упражнения гантелями (вес 0,2 - 0,5кг). Теория: Упражнения на укрепление передней поверхности бедра, их влияние на физическое развитие человека, его выносливости, на развитие мыщц спины, туловища. Практика: Разминка. Упражнения на укрепление передней поверхности бедра. Вис на турнике или на гимнастической стенке с подниманием и опусканием ног, приседания. Теория: Упражнения на укрепление задней поверхности бедра, их влияние на физическое развитие человека, его выносливости, на развитие мыщц спины, туловища. Практика: Разминка. Упражнения на укрепление задней поверхности бедра. Поднятие, опускание ног с удержанием, отведение ног в стороны и т. д. Теория: Упражнения на укрепление икроножных мышц, их влияние на физическое развитие человека, его выносливости, на развитие мыщц ног. Практика: Разминка. Упражнения на укрепление икроножных мышц. Сгибания, разгибания ног. Упражнение «Велосипед», «Ножницы». Приседания. Махи, пружинистые движения. Прыжки. Теория: Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, их влияние на физическое развитие человека. Практика: Разминка. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Упражнение «Велосипед», «Ножницы», поднятие - опускание прямых ног и другие. Контроль: Зачет, сдача нормативов по ОФП. Специальная физическая подготовка (20 часов) Теория: Инструктаж по ТБ, правила техники выполнения упражнений по специальной физической подготовке. Упражнения на укрепление мышечного корсета, их влияние на улучшение общего физического развития человека, тренировку силы мышц, улучшение координации движений. Практика: Разминка, упражнения на укрепление мышечного корсета с элементами самбо. Динамические (скоростные и силовые) и статические упражнения (удержание определенной позы, когда мышцы противодействуют весу отдельных частей тела). К статическим относятся и изометрические упражнения. Гимнастические упражнения Теория: Инструктаж по ТБ, правила техники выполнения упражнений по специальной физической подготовке. Упражнения на укрепление мышц шеи и позвоночника, их влияние на улучшение общего физического развития человека. 10 Практика: Разминка, упражнения на укрепление мышц шеи и позвоночника с элементами самбо. Наклоны головы, повороты головы в стороны, вращения головой, самомассаж шейных позвонков. Повороты туловища в стороны с махами рук, с прямыми руками. Наклоны вперед-назад, в стороны: влево-враво. Вращения корпусом. Гимнастический мост. Теория: Инструктаж по ТБ, правила техники выполнения упражнений по специальной физической подготовке. Влияние упражнений с утяжелителями на укрепление кисти рук. Практика: Работа с утяжелителями на укрепление кисти рук. Любые упражнения на сгибание и разгибание рук в локте, а так же сгибание и разгибание предплечья в кисти, жим лёжа, так как на трицепс падает значительная нагрузка от веса тела. Теория: Инструктаж по ТБ, правила техники выполнения упражнений по специальной физической подготовке. Влияние упражнений с утяжелителями на укрепление мыщц ног. Практика: Разминка Работа с утяжелителями на укрепление мышц ног. Теория: Инструктаж по ТБ, правила техники выполнения упражнений по специальной физической подготовке. Разновидности упражнений с утяжелителями на укрепление мыщц брюшного пресса. Практика: Работа с утяжелителями на укрепление мышц брюшного пресса. Подъем корпуса из положения лежа на мяче. Подъем корпуса с поворотом; передача мяча; скручивание на блоке. Скручивание лежа. Упор лежа боком на предплечье; обратное скручивание. Попеременное сгибание ног в висе; подъем ног сидя на мяче; подъем ног сидя на скамье. Повороты туловища лёжа на мяче; повороты туловища стоя с гимнастической палкой; боковое скручивание; боковое скручивание на наклонной скамье. Контроль: Зачет. Состязание. Общеразвивающие физические упражнения (40 часов) Теория: Инструктаж по ТБ, правила поведения в спортивном зале. Общая физическая подготовка повышает функциональные возможности организма, способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья, улучшает физические качества и двигательные возможности учащихся. Гибкость - развитие подвижности в суставах для выполнения технических действий в соответствии с морфологическими особенностями. Практика: Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие гибкости: силовые упражнения; упражнения на расслабление мышц. Одновременные и поочередные маховые движения ногами лежа, сидя и стоя вперед, назад и в стороны. Поочередные и одновременные сгибания ног лежа, сидя и стоя. Глубокие выпады вперед, назад, в стороны. Наклоны вперед, назад, в стороны ивращения туловища. Теория: Инструктаж по ТБ. Правила техники выполнения упражнений на развитие гибкости. Разновидности упражнений на развитие гибкости, их особенности. Специальная гибкость - направленное развитие суставов, связок, 11 мышц и сухожилий, необходимых для выполнения соревновательной техники спортивной специализации. Практика: Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие гибкости: шпагат продольный и поперечный. Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий. Теория: Инструктаж по ТБ. Правила техники выполнения упражнений на развитие мышц ног, их влияние на улучшение общего физического развития человека. Физические упражнения усиливают кровообращение в мышцах, которые подвергаются в данный момент нагрузке, способствуют увеличению мышечной силы, помогают восстановить или увеличить объем движения в суставах. Практика: Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие развитие мышщ ног. Упражнения со скалкой. Прыжки с места, с разбега, в длину, в высоту, прыжки с преодолением препятствий. Прыжки вверх, прогибаясь, с маховыми движениями рук вверх - назад и ног назад. Теория: Инструктаж по ТБ. Разновидности упражнений на развитие гибкости. Упражнения со скамейкой. Особенности техники выполнения упражнений на развитие гибкости. Практика: Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие развитие гибкости. Упражнения со скамейкой. Прыжки через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе. Теория: Инструктаж по ТБ. Особенности и разновидности выполнения упражнений на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Практика: Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие мелкой моторики рук. Одновременные и поочередные маховые движения руками вверх, вниз - назад, вращение руками в локтевых и плечевых суставах, вращения кистями вовнутрь к себе, от себя; сжимание, разжимание пальцев рук. Движения руками в различных плоскостях и направлениях в различном темпе. Руки в стороны параллельно полу. Пальцы вытянуты. Совершаются небольшие круги пальцами, вращая руки в плечевых суставах. Теория: Инструктаж по ТБ. Особенности и разновидности выполнения упражнений на развитие вестибюлярного аппарата. Практика: Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие вестибюлярного аппарата. Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево; кружение и повороты головы (2 движения в 1 с), быстрые движения головой в различных положениях (2-3 движения в 1 с); повороты на 180 и 360° на месте и в движении; наклоны и круговые движения туловищем, кувырки вперед, назад в стороны, то же многократно с последующим выпрыгиванием вверх и с поворотами на 90-180° в прыжке и другие общеразвивающие упражнения вращательного характера. Теория: Инструктаж по ТБ. Особенности и разновидности выполнения упражнений на развитие координации. Координация – это способность разных мышц работать согласованно. 12 Практика: Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие координации: прыжки на месте с набиванием мяча о пол. Простые прыжки через гимнастическую скамейку. Прыжки со сменой ног. Жонглирование мяча. вращение рук в противоположные стороны. Стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, нужно сохранять равновесие в течение минуты. Теория: Инструктаж по ТБ. Особенности и разновидности выполнения Упражнения на развитие выносливости. Практика: Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие выносливости. Ходьба. Обычная, спиной вперед, боком, на носках, на пятках, в полуприседе, спортивная. Бег. На короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние, длинные дистанции, назад, боком, с подниманием ног, касаясь пятками ягодиц, с поворотом, с ускорениями. Контроль: Зачёт. Сдача комплекса ОРУ. Самостраховка (умение правильно падать) Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером. Повторение правил поведения в спортивном зале. Инструктаж при выполнении страховки индивидуально и с партнёром. Практика: Разминка, выполнение упражнений по самостраховке (индивидуально) и с партнёром. Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером. Повторение правил поведения в спортивном зале. Повторение инструктажа при выполнении страховки индивидуально на спину, на бок, особенности выполнения. Практика: Разминка, выполнение упражнений по самостраховке (индивидуально) страховки на спину, на бок. Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером. Повторение правил поведения в спортивном зале. Повторение инструктажа при выполнении страховки с партнёром, особенности выполнения. Практика: Разминка, выполнение упражнений по страховке с партнером. Контроль: Зачет по выполнению элементов самостраховки. Выполнение простейших бросков Теория: Инструктаж по ТБ, повторение правил поведения в спортивном зале. Правила выполнения бросковой техники. Практика: Бросковая техника. Изучение и выполнение упражнений. Теория: Инструктаж по ТБ, Знакомство с термином «исходная стойка классический захват», правила его выполнения. Практика: Исходная стойка - классический захват. Изучение и выполнение упражнений. Теория: Инструктаж по ТБ, Знакомство с термином элементы «сваливания», правила его выполнения. Практика: элементы «сваливания». Изучение и выполнение упражнений. Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером, страховка. Практика: Выполнение страховки с партнером. Борьба с партнером (рабочая тренировка) по правилам борьбы самбо. 13 Теория: Инструктаж по ТБ при работе с партнером, понятия «захода за спину», приемы, которые можно выполнить из положения «заход за спину партнера» Практика: Работа с партнером, отработка в паре приема «заход за спину партнера» с правой и левой стороны. Теория: Инструктаж по ТБ, объяснение, что считается в борьбе положением «партер», правила работы с партнёром, страховка. Практика: Работа с партнером, выведения партнера из равновесия, перевод партнера в положение «партер». Теория: Инструктаж по ТБ, при работе с партнером, при отработке элементов падения (самостраховки), индивидуально и с партнером. Практика: Работа с партнёром, отработка элементов падения (самостраховка), умение правильно падать, группироваться при падении на ковер. Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером, объяснения приема удержание партнера с боку (Said maund), правила проведения удержания партнера с боку, оценка на соревнованиях, которая дается, за проведение приёма удержания партнера с боку. Практика: Работа с партнером, отработка приёма удержания партнера с боку. Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером, объяснение приема Удержание партнера сверху, без контроля ног (said full maund), правила проведения удержания без контроля ног, оценка на соревнованиях, которая дается, за проведения приема удержания свержу без контроля ног. Практика: Работа с партнером, отработка приёма удержания сверху без контроля ног. Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером, объяснение приема Удержание партнера сверху со стороны корпуса, или со стороны спины с контролем корпуса и ног (beg maund), оценка на соревнованиях, которая дается, за проведения приема Удержание партнёра сверху со стороны корпуса, или со стороны спины с контролем корпуса и ног. Практика: Работа с партнером, отработка приема удержания партнера сверху со стороны корпуса, или со стороны спины с контролем корпуса и ног. Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером, объяснение приема, задняя подножка с классическим захватом за кимоно, классическая стойка, захват за кимоно. Оценка на соревнованиях, которая дается на соревнованиях за проведения приёма задняя подножка. Практика: Работа с партнером, отработка приёма, отработка приёма задняя подножка с захватом за кимоно, классическая стойка. Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером, объяснение приема - проход в ноги из основной стойки, классический захват за кимоно, основанная стойка. Практика: Работа с партнером, отработка приема, отработка приема, проход в ноги из основной стойки, классический захват за кимоно, основная стойка. 14 Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером, объяснение приема - передняя подножка, классический захват за кимоно, классический захват за кимоно, основанная стойка. Практика: Работа с партнером, отработка приема, отработка приема передняя подножка, классический захват за кимоно, классический захват за кимоно, основанная стойка. Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером, объяснение приема бросок «плечо» классический захват за кимоно, классический захват за кимоно, основанная стойка. Практика: Работа с партнером, отработка приёма - бросок «плечо», классический захват за кимоно, классический захват за кимоно, основанная стойка. Теория: Инструктаж по ТБ, при работе с партнером, при отработке элементов падения (самостраховки), индивидуально и с партнером. Практика: Работа с партнером, отработка элементов падения (самостраховка), умение правильно падать, группироваться при падении на ковер. Теория: Инструктаж по ТБ, при работе с партнером, объяснения Положение стойки и положение партер, классическая стойка, захват за кимоно, положение партера на одном колене, положения партера на спине, положение партера сидя. Практика: Работа с партнером, отработка, классической стойки, лево- и право- сторонней стойки, классический захват, отработка положения партнёра, падения на колено, на спину, положение партера в положении сидя. Теория: Инструктаж по ТБ, при работе с партнером, объяснения приема Бросок проход в одну ногу, классическая стойка, захват за кимоно. Практика: Работа с партнером, отработка приема бросок под одну ногу, классическая лево - правосторонняя стойка. Теория: Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером, объяснение правил борьбы на коленях. Практика: Работа с партером, борьба на коленях (учебный поединок). Контроль: Зачет выполнению бросковой техники и элементов Спортивные игры Теория: Инструктаж по ТБ, правила поведения при работе с группой при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Вышибалы». Практика: Проведение подвижной игры «Вышибалы». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Регби». Практика: Проведение спортивной игры «Регби». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Мини – Футбол». Практика: Проведение спортивной игры «Мини – Футбол». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Пионер – болл». Практика: Проведение спортивной игры «Пионер - болл». 15 Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Горячая картошка». Практика: Проведение спортивной игры «Горячая картошка». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Сумо». Практика: Проведение спортивной игры «Сумо». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Пятнашки». Практика: Проведение спортивной игры «Пятнашки». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Ловишка». Практика: Проведение спортивной игры «Ловишка». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Голова плечо нога». Практика: Проведение спортивной игры «Голова – плечо - нога». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Петушки». Практика: Проведение спортивной игры «Петушки». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Тройка». Практика: Проведение спортивной игры «Тройка». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Космонавт». Практика: Проведение спортивной игры «Космонавт». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «Морская фигура». Практика: Проведение спортивной игры «Морская фигура». Теория: Инструктаж по ТБ при проведении подвижных и спортивных игр. Правила игры «День и ночь». Практика: Проведение спортивной игры «День и ночь». Контроль: Спортивные игры. Соревнования по «Регби». Психологическая подготовка (4 часа) Теория: Беседы по пройденным темам. Повторение правил поведения в спортивном зале. Правила поведения на борцовском ковре. Гигиена и здоровье. Правила гигиены спортсмена. Закаливание. Режим и питание. Оказание первой медицинской помощи. История возникновения самбо. Особенности и разновидности выполнения упражнений на развитие быстроты, силы, выносливости, координации, на развитие мыщц тела, мелкой моторики рук. Инструктаж при выполнении страховки индивидуально и с партнёром. Повторение инструктажа при выполнении страховки индивидуально на спину, на бок, особенности выполнения. Правила выполнения бросковой техники. Повторение, что такое «исходная стойка - классический захват».Правила проведения подвижных и спортивных игр и т.д. 16 1.5. Планируемые результаты 1.5.1. Личностные формирование ответственного отношения к своему здоровью, и здоровью других формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста. 1.5.2. Метапредметные первоначальные навыки самообороны 1.5.3. Предметные быть ориентированными на поддержание здорового образа жизни увлекаться различными видами спорта, в особенности единоборствами 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график № п/ Виды подготовки п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Общая физическая подготовка Общая физическая подготовка Спортивно- техническая подготовка Спортивно- техническая подготовка Спортивно- техническая подготовка Интегральная (психологическая) подготовка Интегральная (психологическая) подготовка Участие в соревнованиях Кол-во часов за год Календарный год, месяцы обучения IX X XI XII I II III IV V 8 8 8 8 8 8 8 8 8 72 3 3 2 2 2 2 2 2 2 20 3 3 2 2 2 2 2 2 2 20 1 1 2 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 2 1 1 1 1 1 10 2 2 4 2 2 4 4 4 2.2. Условия реализации программы Образовательная деятельность длится 9 месяцев (с сентября по май). Каникулярный период длится 3 месяца (с июня по август) Условия набора детей: в группу обучения принимаются все желающие заниматься в данном объединении, на основании письменного заявления родителей. Набор детей в группу обучения проводится в августе - сентябре. Комплектование группы обучения проводится до 15 сентября. 17 2.2.1. Материально-техническое обеспечение - Спортивная одежда (самбовка, шорты, борцовки) предназначены для занятий борьбой, защиты тела от повреждений. - Скакалки. Способствует укреплению сердечнососудистой системы, дыхательной, мышечного корсета, улучшают координацию движений, развивают выносливость. - Набивные манекены используются для имитации бросков, развития специальных скоростно-силовых качеств в спортивной борьбе. - Лапы используются как мишень для ударов своего подопечного и имитируя различные удары. - Татами это напольное покрытия для занятий самбо, дзюдо, айкидо и другим видам борьбы - Шведская стенка гимнастический снаряд из вертикальных стоек с поперечными округлыми перекладинами. Используется для лазания, растяжек, тренировки мышц пресса и других упражнений. 2.2.2. Информационное обеспечение Основной формой образовательного процесса является очная форма проведения учебно-тренировочных и с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (обязательное изучение теоретических и практических частей программы). Виды занятий: теоретические (лекции), практические - учебнотренировочные занятия, соревнования, самостоятельная работа, электронное обучение (ЭО) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). (ДОТ) - это технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Они включают в себя совокупность программных средств учебного назначения (электронные учебные пособия и учебники, компьютерные обучающие программы и т.п.), а также образовательные программы и учебно-методические комплексы, предназначенные для сопровождения образовательного процесса. (ЭО) - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. ДОТ и ЭО обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе тренерско-преподавательских организованных технологий обучения. 18 Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype - общение; электронная почта; облачные сервисы; СМС. 2.2.3. Кадровое обеспечение Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 2.2.4. Методическое обеспечение • Словесный - объяснение терминов, новых понятий. Словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д. • Наглядный - показ преподавателем правильного выполнения упражнений, демонстрация фото и видео материалов. Наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях. • Практический - выполнение учащимися практических заданий и упражнений. Практические методы метод упражнений, игровой метод, соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами - в целом и по частям. Игровой – активирующий внимание, улучшающий эмоциональное состояние учащихся. Соревновательный метод применяется после того, как у учащихся образовались некоторые навыки выполнения элементов борьбы. Формы организации занятий с учащимися: • групповая; • индивидуально-групповая; • индивидуальная; Формы организации учебного занятия: учебно-тренировочные занятия, беседы, соревнования, товарищеские спаринги, тестирования. Структура учебного занятия: - вводная часть; - основная часть; - заключительная часть. Особенностью организации обучения борцов является: - переход от обще подготовительных средств к наиболее специализированным для борьбы; планомерное прибавление вариативности выполнения приёмов в борьбе. увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе занятий; 19 постепенный переход от обучения техническим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей; - увеличение объёма тренировочных нагрузок; повышение интенсивности занятий. 2.3. Формы аттестации Способы проверки результативности и формы подведения итогов: Объектами контроля являются: знания, умения, навыки основам техники и тактики спортивного самбо; уровень и качество выполнения упражнений; степень самостоятельности и уровень мастерства при выполнении упражнений. Основные формы контроля: открытые уроки для родителей; соревнования, конкурсы, показательные выступления разных уровней; Это позволяет определить уровень самостоятельности обучающихся и их интереса к занятиям, степень усвоения полученных умений и навыков, уровень развития физических способностей. Приемные и переводные нормативы (4 часа) - Челночный бег 3x10 (c) - Прыжок в длину с места (см) Участие в соревнованиях (4 часа) Тестирование физической подготовленности позволяет с помощью контрольных упражнений (тестов) – стандартизированных по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий – определить уровень развития отдельных физических качеств, т.е. уровень физической подготовленности занимающихся. 2.4. Список литературы 2.4.1. Основная литература 1. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах исполняющих наказание в виде лишения свободы» от 21.07.1993 (с изм. и доп. от 15.06.1996, 13.04.1998, 21.07.1998, 20.06.2000, 9.03.2001, 24.12.2002). 2. Долматов И.А. Специальная физическая подготовка. – М. 3. Подливаев Б.А., Свищев И.Д. Актуальные проблемы спортивных единоборств. Вып. 6. М.: СпортУниверПресс, 2003. 4. Тактика борьбы самбо Харлампиев А.А. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1992. 5. Самбо: Техника борьбы лежа Рудман Д.Л. Защита. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1993. 6. Средства и методы выполнения болевых приемов в борьбе самбо Диссертация И.Лазарев. М., 1990, дисс. канд. пед. наук. 20 2.4.2. Литература для педагога 1. Е.М.Чумакова «Сто уроков борьбы самбо» М. ФиС 1997г. 2. Е.А.Гаткин «Букварь самбиста» М. Лист 1997г. 3. Свищев И.Д., Ерегина С.В. Примерная дополнительная образовательная программа для спортивно-оздоровительных групп (СОГ) спортивных клубов (СК), Детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). М. 4. Харлампиев А.А. Борьба самбо. М., 1990. 5. Борьба самбо Колодников И.П. Военное издательство Министерства обороны СоюзаССР, Москва, 1960. 6. Самбо В.М.Андреев. Учебно-методическое пособие, М.: ЦС "Динамо", 1970,111с. ("Для служебного пользования") 7. Сто уроков борьбы самбот Чумаков Е.М. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1997. 8. Борьба самбо Полубинский В.Н., Сенько В.М. Минск: 1980. 9. Самбо: Техника борьбы лежа. Нападение Рудман Д.Л. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1982. 10. Как защитить себя: освобождение от захватов в самбо К.Егоров, Л.Соловьев. Москва, 1990, 48с., самбо 2.4.3. Литература для обучающихся 1. Правила соревнований по борьбе самбо. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1996. 2. Борьба самбо. Турин Л.Б. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1964. 3. Борьба самбо: Правила соревнований. Издательство:"Физкультура и спорт", Москва 1996. 4. Родословная САМБО Лукашев М.Н. Издательство: "Физкультура и спорт", Москва, 1986. 5. Самбо: первые шаги. Эйгминас П.А. Издательство: "Физкультура и спорт" Москва, 1992. 2.4.4. Литература для родителей 1. Матвеев А.П. Физическая культура. 6-7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. 2. Лях В. И. Физическая культура. 7-8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010. 3. Приложение 3.1. Оценочные материалы Текущий контроль осуществляется в течение учебного года путем наблюдения за работой обучающихся. Текущий контроль позволяет определить степень усвоения программы и уровень их подготовленности к занятиям, повышает ответственность и заинтересованность детей в обучении. Выявление отстающих и опережающих учеников позволяет своевременно подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения. Итоговый контроль проводится в виде показательных выступлений 21 Контрольные нормативы по окончанию обучения по самбо № п/п 1. 2. Контрольные нормативы Мальчики Девочки 5 4 3 5 4 Общая физическая подготовка Челночный бег 8.4 8.9 9.4 8.8 9.4 3x10 (c) Прыжок в 200 175 145 190 165 длину с места (см) 3 10.0 135 3.2. Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование 4 часа в неделю (36 учебных недель) № 1 2 3 4 Дата Факти провед чески ения Раздел, тема урока Введение в программу. Знакомство с учащимися. Краткий рассказ о целях, задачах программы, об основных разделах, изучаемых в программе. Инструктаж ТБ, правила поведения на занятии. Правила поведения на борцовском ковре. Гигиена и здоровье. Правила гигиены спортсмена. Закаливание. Режим и питание. Оказание первой медицинской помощи. История возникновения самбо. Краткий обзор развития борьбы самбо, её место и значение в системе физического воспитания. Краткий исторический обзор: борьба как старейший вид физических упражнений в России, широко отображенный в исторических летописях и в памятниках народного эпоса; крупнейшие соревнования по борьбе самбо в России; массовое развитие борьбы и повышение технического мастерства юных борцов. Входная диагностика знаний, умений и навыков учащихся в форме сдачи контрольных упражнений. Упражнения на укрепление мыщц рук, их влияние на физическое развитие человека, на развитие Колич ество часов 2 2 2 2 Примеч ание Форма аттеста ции 22 5 6 7 8 9 10 11 силы, ловкости. Разминка. Упражнения на укрепление мышц рук. Упражнения без предметов. Сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение руки вперед и вверх, вращение вперед и внутрь, круговые упражнения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставов. Упражнения с предметами: упражнения со скакалкой, с гимнастической палкой, с теннисным мячом, с набивным мячом, упражнения гантелями (вес 0,2 0,5кг). Упражнения на укрепление передней поверхности бедра, их влияние на физическое развитие человека, его выносливости, на развитие мыщц спины, туловища. Разминка. Упражнения на укрепление передней поверхности бедра. Вис на турнике или на гимнастической стенке с подниманием и опусканием ног, приседания. Упражнения на укрепление икроножных мышц, их влияние на физическое развитие человека, его выносливости, на развитие мыщц ног. Упражнения на укрепление задней поверхности бедра, их влияние на физическое развитие человека, его выносливости, на развитие мыщц спины, туловища. Инструктаж по ТБ, правила техники выполнения упражнений по специальной физической подготовке. Упражнения на укрепление мышечного корсета, их влияние на улучшение общего физического развития человека, тренировку силы мышц, улучшение координации движений Разминка, упражнения на укрепление мышечного корсета с элементами самбо. Динамические (скоростные и силовые) и статические упражнения (удержание определенной позы, когда мышцы противодействуют весу отдельных частей тела). К 2 2 2 2 2 2 2 23 12 13 14 15 16 17 18 статическим относятся и изометрические упражнения. Гимнастические упражнения Инструктаж по ТБ, правила техники выполнения упражнений по специальной физической подготовке. Упражнения на укрепление мышц шеи и позвоночника, их влияние на улучшение общего физического развития человека Разминка, упражнения на укрепление мышц шеи и позвоночника с элементами самбо. Наклоны головы, повороты головы в стороны, вращения головой, самомассаж шейных позвонков. Повороты туловища в стороны с махами рук, с прямыми руками. Наклоны впередназад, в стороны: влево-враво. Вращения корпусом. Гимнастический мост. Инструктаж по ТБ, правила техники выполнения упражнений по специальной физической подготовке. Влияние упражнений с утяжелителями на укрепление кисти рук. Работа с утяжелителями на укрепление кисти рук. Любые упражнения на сгибание и разгибание рук в локте, а так же сгибание и разгибание предплечья в кисти, жим лёжа, так как на трицепс падает значительная нагрузка от веса тела Инструктаж по ТБ, правила техники выполнения упражнений по специальной физической подготовке. Влияние упражнений с утяжелителями на укрепление мыщц ног. Инструктаж по ТБ, правила техники выполнения упражнений по специальной физической подготовке. Разновидности упражнений с утяжелителями на укрепление мыщц брюшного пресса. Инструктаж по ТБ, правила поведения в спортивном зале. Общая физическая подготовка повышает функциональные возможности организма, способствует 2 2 2 2 2 2 2 24 19 20 21 22 23 разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья, улучшает физические качества и двигательные возможности учащихся. Гибкость - развитие подвижности в суставах для выполнения технических действий в соответствии с морфологическими особенностями. Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие гибкости: силовые упражнения; упражнения на расслабление мышц. Одновременные и поочередные маховые движения ногами лежа, сидя и стоя - вперед, назад и в стороны. Поочередные и одновременные сгибания ног лежа, сидя и стоя. Глубокие выпады вперед, назад, в стороны. Наклоны вперед, назад, в стороны ивращения туловища Инструктаж по ТБ. Правила техники выполнения упражнений на развитие гибкости. Разновидности упражнений на развитие гибкости, их особенности. Специальная гибкость направленное развитие суставов, связок, мышц и сухожилий, необходимых для выполнения соревновательной техники спортивной специализации. Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие гибкости: шпагат продольный и поперечный. Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий. Инструктаж по ТБ. Правила техники выполнения упражнений на развитие мышц ног, их влияние на улучшение общего физического развития человека. Физические упражнения усиливают кровообращение в мышцах, которые подвергаются в данный момент нагрузке, способствуют увеличению мышечной силы, помогают восстановить или увеличить объем движения в суставах Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на 2 2 2 2 2 25 24 25 26 27 28 29 развитие развитие мышщ ног. Упражнения со скалкой. Прыжки с места, с разбега, в длину, в высоту, прыжки с преодолением препятствий. Прыжки вверх, прогибаясь, с маховыми движениями рук вверх - назад и ног назад. Инструктаж по ТБ. Разновидности упражнений на развитие гибкости. Упражнения со скамейкой. Особенности техники выполнения упражнений на развитие гибкости. Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие развитие гибкости. Упражнения со скамейкой. Прыжки через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе. Инструктаж по ТБ. Особенности и разновидности выполнения упражнений на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие мелкой моторики рук. Одновременные и поочередные маховые движения руками вверх, вниз - назад, вращение руками в локтевых и плечевых суставах, вращения кистями вовнутрь к себе, от себя; сжимание, разжимание пальцев рук. Движения руками в различных плоскостях и направлениях в различном темпе. Руки в стороны параллельно полу. Пальцы вытянуты. Совершаются небольшие круги пальцами, вращая руки в плечевых суставах. Инструктаж по ТБ. Особенности и разновидности выполнения упражнений на развитие координации. Координация – это способность разных мышц работать согласованно. Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие координации: прыжки на месте с набиванием мяча о пол. Простые прыжки через гимнастическую скамейку. Прыжки со сменой ног. Жонглирование мяча. вращение рук в противоположные 2 2 2 2 2 2 26 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 стороны. Стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, нужно сохранять равновесие в течение минуты. Инструктаж по ТБ. Особенности и разновидности выполнения Упражнения на развитие выносливости. Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие выносливости. Ходьба. Обычная, спиной вперед, боком, на носках, на пятках, в полуприседе, спортивная. Бег. На короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние, длинные дистанции, назад, боком, с подниманием ног, касаясь пятками ягодиц, с поворотом, с ускорениями. Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером. Повторение правил поведения в спортивном зале. Инструктаж при выполнении страховки индивидуально и с партнёром. Разминка, выполнение упражнений по самостраховке (индивидуально) и с партнёром. Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером. Повторение правил поведения в спортивном зале. Повторение инструктажа при выполнении страховки индивидуально на спину, на бок, особенности выполнения. Разминка, выполнение упражнений по самостраховке (индивидуально) страховки на спину, на бок. Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером. Повторение правил поведения в спортивном зале. Повторение инструктажа при выполнении страховки с партнёром, особенности выполнения. Разминка, выполнение упражнений по страховке с партнером. Инструктаж по ТБ, повторение правил поведения в спортивном зале. Правила выполнения бросковой техники. Элементы «сваливания». Изучение и выполнение упражнений. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 27 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 Исходная стойка - классический захват. Изучение и выполнение упражнений. Выполнение страховки с партнером. Борьба с партнером (рабочая тренировка) по правилам борьбы самбо. Работа с партнером, выведения партнера из равновесия, перевод партнера в положение «партер». Работа с партнером, отработка приёма удержания партнера с боку. Работа с партнером, отработка приёма удержания сверху без контроля ног. Работа с партнером, отработка приема удержания партнера сверху со стороны корпуса, или со стороны спины с контролем корпуса и ног. Работа с партнером, отработка приёма, отработка приёма - задняя подножка с захватом за кимоно, классическая стойка. Инструктаж по ТБ, правила работы с партнером, объяснение приема передняя подножка, классический захват за кимоно, классический захват за кимоно, основанная стойка. Работа с партнером, отработка приема, отработка приема - передняя подножка, классический захват за кимоно, классический захват за кимоно, основанная стойка. Работа с партнером, отработка элементов падения (самостраховка), умение правильно падать, группироваться при падении на ковер. Проведение подвижной игры «Вышибалы». Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие развитие гибкости. Упражнения со скамейкой. Прыжки через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе. Проведение спортивной игры «Мини – Футбол». Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие развитие гибкости. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 28 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Упражнения со скамейкой. Прыжки через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе. Проведение спортивной игры «Пионер - болл». Выполнения упражнений по специальной физической подготовке. Влияние упражнений с утяжелителями на укрепление мыщц ног. Проведение спортивной игры «Горячая картошка». Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие развитие гибкости. Упражнения со скамейкой. Прыжки через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе. Проведение спортивной игры «Сумо». Упражнения на укрепление мыщц рук, их влияние на физическое развитие человека, на развитие силы, ловкости. Проведение спортивной игры «Голова – плечо - нога». Спортивные игры. Соревнования по «Регби». Проведение спортивной игры «Горячая картошка». Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие развитие гибкости. Упражнения со скамейкой. Прыжки через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе. Работа с партнером, отработка приема удержания партнера сверху со стороны корпуса, или со стороны спины с контролем корпуса и ног. Упражнения на укрепление мыщц рук, их влияние на физическое развитие человека, на развитие силы, ловкости. Проведение спортивной игры «Голова – плечо - нога». 2 2 2 2 2 2 2 2 29 67 68 69 70 71 72 Спортивные игры. Соревнования по «Регби». Проведение спортивной игры «Горячая картошка». Работа с партнером, отработка приема удержания партнера сверху со стороны корпуса, или со стороны спины с контролем корпуса и ног. Разминка, выполнение общеразвивающих упражнений на развитие развитие гибкости. Упражнения со скамейкой. Прыжки через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе. Спортивные спарринги. Сдача нормативов Участие в соревнованиях по самбо 2 2 3.3. План воспитательной работы Цели и задачи воспитательной работы: - Формирование представления у учащихся о будущей деятельности на пользу общества. - Подготовка учащихся к дальнейшему обучению, направленному на овладение будущей профессией. - Помощь в овладении навыками самостоятельности (принятие решений, самовоспитание, самообразование). - Развитие познавательной активности учащихся, продолжить работу по мотивации учебно-тренировочной деятельности. - Обучение умению объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности. - Совершенствование навыков здорового образа жизни. - Привитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и родного края, формирование гражданской позиции. - Использование педагогических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. - Создание оптимально комфортных условий для развития личности, сохранения её неповторимости и раскрытия её потенциальных способностей. - Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Направления воспитательной работы: - Гражданско-патриотическое направление. - Учебно-познавательная деятельность. 30 - Физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности. - Психолого-педагогическое сопровождение. Работа с родителями. Гражданско-патриотическое направление: Цели: 1) формирование гражданской позиции, привитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и родного города; 2) обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи: 1) формировать у учащихся культуру миропонимания; 2) формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нём; 3) обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования № Содержание и формы работы Ответственный 1 Беседа: «Что вы хотите от жизни?» руководитель 2 Беседа: «Семья в жизни человека» руководитель 4 Беседы с правоохранительных ответственности правонарушения. 5 Беседы о борьбе с террором. руководитель 6 Дискуссия на тему: «Я имею право на…» руководитель 7 «Встреча поколений» - мероприятия в честь руководитель, актив группы Дня Победы. представителями руководитель, органов об ПДН учащихся за инспектор Учебно-познавательная деятельность: Цель: 1) оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно; 2) обогащение представления об окружающем мире, развитие потребности в расширении кругозора. Задачи: 1) определить круг реальных учебных возможностей ученика; 2) создать условия для подтверждения учащихся в интеллектуальном и физическом развитии; 3)формировать культуру интеллектуального и физического развития и совершенствования. 31 № Содержание и формы работы Ответственный 1 Изучение результативности деятельности членов старшей группы за предыдущий учебный год для организации коррекционной работы. руководитель 2 Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной и физической деятельности каждого учащегося. руководитель 3 Контроль за успеваемостью учащихся группы руководитель 4 Помощь в развитии физических способностей и достижении высоких результатов. руководитель 5 Проводить обсуждение прочитанного увиденного в СМИ о спорте. и руководитель Принимать активное участие в предметной неделе физической культуры. руководитель 6 Физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности: Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. Задачи: 1) знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации; 2) формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Беседы по пожарной безопасности. руководитель 2 Беседа-напоминание о правилах поведения на занятиях в спортивном зале. руководитель 3 Беседы по профилактике простудных заболеваний. руководитель 4 Беседа о личной гигиене и режиме дня. руководитель 5 Участие в соревнованиях по различным видам спорта. руководитель 32 6 Беседа: «Диеты, лечебное питание, голодание, пост». руководитель, фельдшер 7 Беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. руководитель Психолого-педагогическое сопровождение: Цель: создание оптимально комфортных условий для развития личности, сохранения её неповторимости и раскрытия её потенциальных способностей. Задачи: 1) изучать личность ребёнка; 2) учитывать в работе черты характера и подбирать соответствующие методы работы; 3) поддерживать связь и взаимодействие в работе с учителями, родителями. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Индивидуальные беседы с учащимися. руководитель 2 Посещение семей учащихся. руководитель 3 Изучение уровня воспитанности учащихся. руководитель 4 Использование педагогических коллектива. различных методов для 5 Организационное группы. собрание. 6 Беседа: «Что значит – человек состоялся?» руководитель 7 Беседа «Как бороться с конфликтами» руководитель психолого- руководитель изучения Выборы актива руководитель Работа с родителями: Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи: 1) организация и совместное проведение досуга детей и родителей; 2) организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; 3) создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей. 33 № Содержание и формы работы Ответственный 1 Работа с родительским активом. руководитель 2 Информирование родителей тренировочной деятельности психологическом состоянии. 3 Участие родителей в подготовке спортивных мероприятий. 4 Индивидуальные беседы и консультации. о результатах руководитель ребёнка, его и проведении руководитель руководитель Законы жизни в коллективе. 1. Учись честно говорить о своих ошибках. 2. Будь объективным к себе и другим. 3. Учись слушать и слышать, смотреть и видеть. 4. Учись понимать и делать выводы. 5. Умей сопереживать. 6. Проявляй терпение и терпимость. Изучение личности обучающегося (диагностика и мониторинг). Изучение условий проживания школьников. Изучение состояния здоровья детей (наблюдение на занятиях за состоянием здоровья обучающихся), помощь в организации и проведении медицинских осмотров. Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся Профилактическая и коррекционная работа. Обеспечение санитарно-гигиенических требований к учебному помещению. Организация дежурства в группе. 3. Контроль наличия второй (сменной) обуви у обучающихся. 4. Беседы по профилактике травматизма и инфекционных заболеваний. 3.4. Методические материалы Для обучения тактики и техники надо всегда иметь раздаточный материал, инструкционные и технологические карты, упражнения. Это очень облегчает задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях борцов защиты и нападения и введение условностей. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: - информационно-познавательные (беседы, показ); - творческие (развивающие игры); - методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы). 34 3.5. Лист корректировки ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ педагога дополнительного образования ______________________________ по _____________________________________________________________ № п\п Название раздела, темы Тема урока Дата Причина проведен корректи ия по ровки плану Корректи рующее мероприя тие Дата проведен ия по факту