УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ПРИНЯТО» Педагогическим советом МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым Протокол от 01.04.2024 № 01 «СОГЛАСОВАНО» Директор МБОУ Новопавловский УВК МО Красноперекопский район Республики Крым _______ Е.П. Стефанцова «01» апреля 2024 года «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым _________ М.В. Шубина «01» апреля 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волейбол» на 2024/ 2025 учебный год Направленность физкультурно-спортивная Срок реализации программы 1 год (144 часа) Вид программы модифицированная Уровень базовый Возраст обучающихся 11-17 лет Составитель Шубина М.В. Должность директор МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики Крым с. Ишунь, 2024 год СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовая основа программы 1.1.2. Направленность образовательной программы 1.1.3. Актуальность дополнительной программы 1.1.4. Новизна программы 1.1.5. Отличительные особенности программы 1.1.6. Педагогическая целесообразность 1.1.7. Адресат программы 1.1.8. Объем и сроки освоения программы 1.1.9. Уровень программы 1.1.10. Формы обучения 1.1.11. Особенности организации образовательного процесса 1.1.12. Режим занятий 1.2. Цели и задачи программы 1.2.1. Цель программы 1.2.2. Задачи программы 1.3. Воспитательный потенциал программы 1.4. Содержание программы 1.4.1. Учебный план 1.4.2. Содержание учебного плана 1.5. Планируемые результаты 1.5.1. Личностные 1.5.2. Метапредметные 1.5.3. Предметные 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение 2.2.2. Информационное обеспечение 2.2.3. Кадровое обеспечение 2.2.4. Методическое обеспечение 2.3. Формы аттестации 2.4. Список литературы 2.4.1. Основная литература 2.4.2. Литература для педагога 2.4.3. Литература для обучающихся 2.4.4. Литература для родителей 3. Приложения 3.1. Оценочные материалы 3.2. Календарно-тематическое планирование 3.3. План воспитательной работы 3.4. Методические материалы 3.5. Лист корректировки 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовая основа программы В настоящее время основой разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является следующая нормативно-правовая база: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции); Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»(в действующей редакции); Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции); Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»; Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015г. № 09-3242; Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»; Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»); Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»; - Устава МБОУ ДОД ДЮСШ МО Красноперекопский район Республики. 1.1.2. Направленность образовательной программы Программа является модифицируемой, ознакомительного уровня и имеет физкультурно-спортивную направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» направлена на физкультурнооздоровительное воспитание детей через занятие волейболом. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: - создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; - формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей и молодежи; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся. - выявление и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры; мотивации вовлечения обучающихся в массовый спорт. 1.1.3. Актуальность дополнительной программы Актуальность данной программы обусловлена необходимостью усилить взаимосвязь теоретической и практической подготовки детей в занятиях физической культурой и спортом, в частности в волейболе. 1.1.4. Новизна программы Новизна данной образовательной программы отражается в ее комплексности, что обеспечивает единство двух компонентов: физкультурно-спортивного развития, оздоровления. Физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. 1.1.5. Отличительные особенности программы Отличительная особенность заключается в том, что структура занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным методом при формировании качеств физического совершенствования учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. 1.1.6. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы заключается в привлечении учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что способствует развитию логического мышления, творческих способностей и навыков решения задач спортивной направленности. Программирование мотивирует к активным занятиям в различных областях (силовых, тактических, скоростных и т.д.), развивает воображение и способствует коммуникабельности в общении со сверстниками. 1.1.7. Адресат программы Программа «Волейбол» реализуется на базе МБОУ Новопавловский УВК. Занятия проводятся в спортивном зале. На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе принимаются дети в возрасте от 11 до 17 лет, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям спортом (медицинская справка), по личному желанию ребенка и заявлению родителя (законного представителя). Группы ознакомительного уровня формируются как из вновь зачисляемых в ДЮСШ обучающихся, так и из обучающихся не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других уровнях подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта. Наполняемость учебной спортивно-оздоровительной группы до 25 человек. Допускается комплектование разновозрастные группы и деление группы на 2 подгруппы. Набор (перевод) учащихся осуществляется ежегодно до начала учебного года согласно Уставу ДЮСШ и санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп. 1.1.8. Объем и сроки освоения программы Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» общий срок реализации – 1 год. Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В группы для занятий волейболом принимаются обучающиеся в возрасте 11-17 лет, имеющие допуск врача. Наполняемость учебных групп – не более 25 человек. По окончании реализации программы каждый обучающийся должен: - освоить теоретический раздел программы; научиться выполнять объемы тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями; - овладеть базовой и специальной техникой, скоростными, кондиционными и координационными упражнениями, соответствующими этапу обучения. Основной формой подведения итогов работы по программе являются спортивные соревнования по волейболу и выполнение контрольных нормативов. 1.1.9. Уровень программы Программа является модифицируемой, ознакомительного уровня. Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» направлена на физкультурно-оздоровительное воспитание детей через занятие волейболом. 1.1.10. Формы обучения Сетевая форма реализации программы обеспечивает возможность освоение обучающимися необходимых навыков с использованием ресурсов МБОУ Новопавловский УВК обладающее необходимыми ресурсами для осуществления обучения, по физкультурно-спортивной направленности. Занятия проводятся на основе общих методических принципов. Используются методы наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение – элементарным и простым. Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации программы являются: - групповые и индивидуальные, - теоретические и практические занятия, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры; - соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные), - подвижные игры, - занятия оздоровительной направленности; - эстафеты, - домашние задания. Главная задача педагога дать учащимся основы владения мячом, тактики и техники волейбола. Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях. 1.1.11. Особенности организации образовательного процесса Организация образовательного процесса происходит в соответствии с индивидуальными учебными планами в секциях, допускается комплектование разновозрастных групп и деление группы на 2 подгруппы. Набор (перевод) учащихся осуществляется ежегодно до начала учебного года согласно Уставу ДЮСШ и санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп. 1.1.12. Режим занятий Программа по волейболу реализуется на базе МБОУ Новопавловский УВК. Занятия проводятся в спортивном зале. Периодичность проведения занятий по программе – 2 раза в неделю по 2 академических часа. 1.2. Цели и задачи программы 1.2.1. Цель программы Целью является овладение навыками и умениями использовать средства и методы двигательной деятельности в разнообразных формах. 1.2.2. Задачи программы Образовательные: • Обучение базовым организационным навыкам, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту; Личностные: • Воспитание привычки к занятиям физической культурой и спортом как коллективно, так и самостоятельно. Метапредметные: - расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями; - укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся; - воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами командно – игровой деятельности; - создание представлений об индивидуальных физических возможностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья; - обучение основам физиологии и гигиены физического воспитания, профилактики травматизма, коррекции телосложения. 1.3. Воспитательный потенциал программы Особое место воспитательный процесс занимает в работе ДЮСШ, где программа по волейболу направлена на формирование таких личностных качеств обучающихся, как активная гражданская позиция, патриотизм, инициативность, толерантность, целеустремлённость и многие другие. Именно дополнительное образование наиболее успешно умеет решать воспитательные задачи, которые ставит перед ним государство и общество. 1.4. Содержание программы 1.4.1. Учебный план Количество часов № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Форма аттестации/к онтроля Наименование раздела Введение. История изменений правил волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом. Современные правила игры. Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной. Режим дня спортсмена. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) Общая физическая подготовка (ОФП) (Подготовительные упражнения.) Техническая подготовка (ТП) (Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия блоки, страховки). Специальная физическая подготовка (СФП) (Подвижные игры. Эстафеты). Всего Теория 5 5 20 Практика Тестирование 20 56 1 55 14 1 13 36 36 Индивидуаль ные задания 6. 7. Тактическая подготовка (ТП) (Тактика подач. Тактика передач. 9 Тактика приёмов мяча). Контрольно-оценочные и переводные испытания 4 Итого: 144 1 8 Тестирование 4 8 136 1.4.2. Содержание учебного плана Введение (5 часа) История изменений правил волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом. Современные правила игры. Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной. Режим дня спортсмена. Общеразвивающие упражнения (20 часов) ОРУ на месте без предметов ОРУ в движении без предметов ОРУ с набивными мячами ОРУ с волейбольными мячами ОРУ в парах Общая физическая подготовка (ОФП 56 часов) Теория (1 час) Значение ОФП в подготовке волейболистов. Практика (55 часов) Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Эстафеты. Подвижные игры. Техническая подготовка (ТП 14 часов) Теория (1 час) Значение технической подготовки в волейболе. Практика (13 часов) Стойки игрока. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки). Специальная физическая подготовка (СФП 36 часов) Практика (36 часов) Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения от одних действий к другим. Акробатические упражнения. Подвижные и спортивные игры. Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты). Тактическая подготовка (ТП 9 часов) Теория (1 час) Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе. Практика (8 часа) Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча 1.5. Планируемые результаты 1.5.1. Личностные Обучающиеся должны: 1. Знать общие основы волейбола; 2. Расширять представление о технических приемах в волейболе; 3. Научиться правильно распределять свою физическую нагрузку; 4. Уметь играть по упрощенным правилам игры; 5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции; 6. Получить навыки технической подготовки волейболиста; 7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите; 8. Освоить технику верхних передач; 9. Освоить технику передач снизу; 10. Освоить технику верхнего приема мяча; 11. Освоить технику нижнего приема мяча; 12. Освоить технику подачи мяча снизу. 1.5.2. Метапредметные Научиться правильно распределять свою физическую нагрузку; Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции; Получить навыки технической подготовки волейболиста. 1.5.3. Предметные Расширять представление о технических приемах в волейболе; Уметь играть по упрощенным правилам игры. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график № п/ п Календарный год, месяцы обучения Виды подготовки IX X XI XII 1 2 2 2 4 4 5 6 1 3 I II III IV V Колво часов за год Введение. 1 2 3 4 5 6 7 Общеразвивающие упражнения (ОРУ) 3 20 Общая физическая 5 подготовка (ОФП) Техническая подготовка (ТП) 1 6 Специальная физическая подготовка (СФП) Тактическая подготовка (ТП) Контрольнооценочные переводные испытания ИТОГО 5 2 и 2 4 4 8 5 5 6 8 2 2 2 2 2 2 5 5 1 2 3 5 5 2 2 2 2 1 2 8 56 14 2 36 9 4 144 2.2. Условия реализации программы Условия набора детей: в группу обучения принимаются все желающие заниматься в данном объединении, на основании письменного заявления родителей. Набор детей в группу обучения проводится в августе - сентябре. Комплектование группы обучения проводится до 15 сентября. 2.2.1. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение. Для проведения учебных занятий по волейболу в спортивной школе используется спортивный зал: размеры 24/12 м. тренажерный зал, спортивный инвентарь: волейбольные мячи -10 штук; набивные мячи - на каждого обучающегося; перекладины для подтягивания в висе – 1 шт.; волейбольная сетка; гимнастические маты; баскетбольные и теннисные мячи -10 штук; спортивные снаряды: гимнастические скамейки – 3 шт.; гимнастическая стенка – 3 пролета. В зависимости от темы тренировочного занятия, используется следующее оборудование и необходимый инвентарь: сетка волейбольная, стойки волейбольные, большое количество волейбольных и малых теннисных мячей, а также набивные мячи, скакалки, г/скамейки, резиновые амортизаторы. 2.2.2. Информационное обеспечение Для проведения занятий по теоретической подготовке и воспитательной работы используется актовый зал и методический кабинет оборудованные видео и аудио оборудованием. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Основной формой образовательного процесса является очная форма проведения учебно-тренировочных и с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (обязательное изучение теоретических и практических частей программы). Виды занятий: теоретические (лекции), практические - учебнотренировочные занятия, соревнования, самостоятельная работа, электронное обучение (ЭО) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). (ДОТ) - это технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Они включают в себя совокупность программных средств учебного назначения (электронные учебные пособия и учебники, компьютерные обучающие программы и т.п.), а также образовательные программы и учебно-методические комплексы, предназначенные для сопровождения образовательного процесса. (ЭО) - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. ДОТ и ЭО обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и тренера-преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе тренерско-преподавательских организованных технологий обучения. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype - общение; электронная почта; облачные сервисы; СМС. 2.2.3. Кадровое обеспечение Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 2.2.4. Методическое обеспечение Для обучения тактики и техники надо всегда иметь раздаточный материал, инструкционные и технологические карты, упражнения. Это очень облегчает задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и введение условностей Особенностью организации обучения волейболиста является: - переход от обще подготовительных средств к наиболее специализированным для волейбола; планомерное прибавление вариативности выполнения приёмов игры в волейбол. увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе занятий; постепенный переход от обучения техническим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей; увеличение объёма тренировочных нагрузок; повышение интенсивности занятий. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: - информационно-познавательные (беседы, показ); - творческие (развивающие игры); - методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы). Методы обучения на занятиях: • Словесный - объяснение терминов, новых понятий. Словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д. • Наглядный - показ тренером-преподавателем правильного выполнения упражнений, демонстрация фото и видео материалов. Наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях. • Практический - выполнение учащимися практических заданий и упражнений. Практические методы метод упражнений, игровой метод, соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами - в целом и по частям. Игровой – активирующий внимание, улучшающий эмоциональное состояние учащихся. Соревновательный метод применяется после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры в волейбол. Формы организации занятий с учащимися: • групповая; • индивидуально-групповая; • индивидуальная; Формы организации учебного занятия: учебно-тренировочные занятия, - беседы, - соревнования, - матчевые встречи, - тестирования, - игры. Структура учебного занятия: - вводная часть; - основная часть; - заключительная часть. 2.3. Формы аттестации Тестирование физической подготовленности позволяет с помощью контрольных упражнений (тестов) – стандартизированных по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий – определить уровень развития отдельных физических качеств, т.е. уровень физической подготовленности занимающихся. Содержание учебного материала. Теоретические сведения Техника безопасности. Понятия про технику игры. Гигиена тела, одежды, спортивной формы. Режим дня учащегося. Физиологические основы воспитания физических качеств. Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Учащийся: владеет: понятиями о технике игры, гигиеной тела, одежды, спортивной формы, физиологическими основами воспитания физических качеств. выполняет: технику безопасности. Специальная физическая подготовка Специальные физические упражнения; выполняет: ходьба и бег с ускорением до развитие двигательных качеств 20; «челночный» бег 3х10м, 5х6м; броски (скоростные и скоростно-силовые, набивного мяча; многоскоки силовые, выносливость, ловкость и играет: подвижные игры и эстафеты с гибкость); подвижные игры бегом и прыжками; Технико-тактическая подготовка Стойки и перемещения (ходьба, бег, выполняет: технические и тактические перемещение приставными шагами); действия передача мяча сверху 2-мя руками играет: по упрощенным правилам мини(имитация передачи мяча на месте, над волейбол, подвижные игры и эстафеты с собой на месте, в движении, и после элементами волейбола («Пасовка перемещения, в парах, через сетку); волейболистов», «Летучий мяч», прием мяча снизу 2-мя руками «Пионербол», «Перестрелка», «Снайперы» (имитация приема мяча на месте после и т.д.) перемещения, в парах, тройках, прием мяча наброшенного партнером, прием мяча у стены, над собой, после отскока от пола); нижняя прямая подача с расстояния 3-6м от сетки (имитация подбрасывания мяча, подача в парах и в стену, подача через сетку); прямой нападающий удар (н/у) (имитация н/у на месте, и с 3-х шагов по неподвижному мячу, после подбрасывания мяча партнером). Тактические действия: свободного нападения, игра по упрощенным правилам мини-волейбола, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола («Пасовка волейболистов», «Летучий мяч», «Пионербол», «Перестрелка», «Снайперы» и т.д.) Домашние задания (самостоятельные занятия) Прыжки через скакалку за 15 сек; Выполняет: прыжки через скакалку: 38раза подтягивание из виса; сгибание и (мальчики), 42раз (девочки) подтягивание: разгибание рук в упоре лежа от 5раза (м), сгибание и разгибание рук, в скамейки; приседания на одной ноге с упоре лежа: 15раз (д), приседания: 21раз поддержкой; прыжки с места; имитация (м), 16раз (д); прыжки в длину с места: метания в положении «натянутого 175см (м), 160см (д); число «бросков»: лука» (с помощью резинового бинта 38раза (м), 32раз (д). привязанного к дверной ручке), задания из пройденного материала по разделу. 2.4. Список литературы 2.4.1. Основная литература 1. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999. 2. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999. 3. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999. 4. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. М, 1998. 5. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. -М., 1998. 6. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999. 2.4.2. Литература для педагога 1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001. 2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТТ), 1985 (ГСС). 3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000. 4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1998. 5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1998. 6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991. 7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998. 8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999. 9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999. 10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999. 11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. М, 1998. 12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. -М., 1998. 2.4.3. Литература для обучающихся 1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России. -15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с. 2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 1989. 3.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 1992. 2.4.4. Литература для родителей 1. Матвеев А.П. Физическая культура. 6-7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. 2. Лях В. И. Физическая культура. 7-8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010. 3. Приложение 3.1. Оценочные материалы Контрольно-оценочные и переводные испытания (4 часа) - Бег 30 м с высокого старта (с) - Прыжок в длину с места (см) - Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) - Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: - сидя (м) - в прыжке с места (м) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Содержание требований (вид испытаний) Девочки Мальчики Бег 30 м с высокого старта (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) 5,0 150 35 4,9 170 45 5,0 7,5 6,0 9,5 Контрольно-переводные нормативы по интегральной подготовке № п/п Контрольные нормативы Количество раз 1. Прием снизу, верхняя передача 6 2. 3. 4. Нападающий удар, блокирование 6 Блокирование - вторая передача 6 Переход после подачи к защитным действиям, 6 после защитных действий к нападению 3.2. Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование обучения 4 часа в неделю (36 учебных недель) № 1 2 Дата проведе ния Факти чески Раздел, тема Техника безопасности. Физическая культура и спорт в России. Правила волейбола Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола. Прыжок в длину с места. Количес Приме тво чание часов 2 2 Форма аттест ации 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Бег 30м. Развитие скоростно-силовых качеств. Комплекс ОРУ на развитие гибкости. Беговые задания. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола. Развитиевыносливости. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Кувырок вперед, назад, в сторону. Развитие гибкости. Бег вдоль границ площадки, выполняя различные упражнения. Подводящие упражнения для приема и передач, подач Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Тестирование по ОФП. Развитие скоростно-силовых качеств. Стойки, перемещения волейболиста. Челночный бег 3х10м, 5х10м. Подводящие упражнения для приема и передач, подач. Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 13 14 15 16 17 18 19 сверху на месте и после передачи вперед. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Прыжки в высоту с прямого разбега. Баскетбол. Прыжковая и силовая работа на развитие точных приемов и передач. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в миниволейбол Передача двумя руками сверху наместе и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в миниволейбол Многоскоки, прыжки, ОРУ без предметов. ОРУ с набивными мячами. Игра ручной мяч. Челночный бег с изменением направления. из различных и.п. Подводящие упражнения для приема и передач. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол Передача двумя руками сверху на месте Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в миниволейбол Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изученным техническим приемам и выполнение этих же приемов. Эстафеты. Игра в мини-волейбол. ОРУ у гимнастической стенки. Группировка, перекаты в группировке из различных положений. Игра в мини-волейбол 2 2 2 2 2 2 2 2 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи.Учебная игра Прием снизу двумя руками на месте и после перемещения. Прием мяча после подачи. Прием снизу двумя руками. Прием наброшенного мяча партнером – на месте и после перемещения в парах, направляя мяч впередвверх. Учебная игра История развития волейбола. Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Многоскоки, прыжки, ОРУ без предметов. ОРУ со скакалками и резиновыми эспандерами. Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи.Учебная игра Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Многоскоки, прыжки, чел ночный бег, бег 30 м. Подвижные игры Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прыжковая и силовая работа на развитие точных приемов и передач. Подводящие упражнения с малым мячом для нападающего удара. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Многократное выполнение технических приемов – одного и в сочетаниях. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Имитация. Основные правила игры волейбол. Метание малогомяча с места в стенку или щит в цель, на дальность.Игра ручной мяч Стойки и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи.Учебная игра Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Прыжки в высоту с прямого разбега. Развитие скоростно-силовых качеств. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий, прыгучести. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Нападающий удар при встречных передачах. Верхняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Учебная игра Многократное выполнение технических приемов – одного и в сочетаниях. Развитие выносливости. Подвижные игры. Передача мяча сверху двумя руками стоя спиной к цели. Нападающий удар при встречных передачах. Верхняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Прием мяча снизу в группе. Учебная игра Многоскоки, прыжки, ОРУ без предметов. ОРУ со скакалками и резиновыми эспандерами. Передача мяча сверху двумя руками стоя спиной к цели. Нападающий удар при встречных передачах. Учебная игра Многократное повторение тактических действий. Игра «Два мяча через сетку». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра баскетбол Гигиена и режим юного спортсмена. Упражнения для 2 2 2 2 2 2 2 2 2 38 39 40 41 42 43 44 45 46 овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра мини-футбол. Совершенствование передачи мяча сверху в парах, тройках, со стенкой. ОРУ у гимнастической стенки. Группировка, перекаты в группировке из различных положений. Падения. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. «Эстафета с прыжками», игра «Перестрелка». Прыжковая и силовая работа на развитие точныхприемов и передач. Верхняя прямая подача, нацеленная. Верхняя прямая подача (планирующая) по указанным зонам Метание малого мяча с места в стенку или щит в цель, на дальность. Ручной мяч. Подготовительные игры: «Два мяча через сетку» с различными заданиями, эстафеты с перемещениями и передачами. Действия в нападении. Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону 3. Выбор места для выполнения подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3 Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче. Индивидуальные действия: выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Круговая тренировка. Учебная игра. Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1. Прыжковая и силовая работа на развитие точных приемов и передач. Действия в нападении. Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону 3. Выбор места для выполнения подачи; выбор места для второй 2 2 2 2 2 2 2 2 2 47 48 49 50 51 52 53 54 передачи и в зоне 3. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 5,6,1 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы). Прыжки в высоту с прямого разбега. Развитие скоростносиловых качеств. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач. Имитация Индивидуальные действия: при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей. Развитие общей выносливости. Подвижные игры. Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3(2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча. Чередование тактических действий (индивидуальных и коллективных) в нападении. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи. Действия в защите и нападении. Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону 3. Взаимодействия игроков зон 6 с игроком зоны 3. Бег с изменением направления из различных и.п. Челночный бег 3х10м, 5х10м. Индивидуальные действия: выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Прыжковая и силовая работа на развитие точных приемов ипередач. Чередование тактических действий (индивидуальных и коллективных) в нападении. Групповые действия: взаимодействие игроков задней 2 2 2 2 2 2 2 2 55 56 57 58 59 60 61 линии и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи Индивидуальные действия: выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Блокирование одиночное. Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1. Подготовка мест занятий, инвентаря. Счет. Жестикуляция судей. Развитие волейбола. Многоскоки, прыжки, ОРУ без предметов. ОРУ со скакалками и резиновыми экспандерами. Действия в защите и нападении. Тактика свободного нападения. Игра в нападение через зону 3. Взаимодействия игроков зон 6 с игроком зоны 3. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра баскетбол. Сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро. Прием мяча сверху после отскока от стены. Индивидуальные действия: выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу. Прием подачи и первая передача в зону нападения. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи. Прием мяча снизу из различных и.п., перемещений. Стойки и перемещения – совершенствование, перекаты, падения. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра волейбол 2 2 2 2 2 2 2 62 63 64 65 66 67 68 69 Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи. Метание малого мяча с места в стенку или щит в цель, на дальность. Ручной мяч. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6. Прием мяча снизу из различных и.п., перемещений. Стойки и перемещения – совершенствование, перекаты, падения. Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3(2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивным мячом. Верхняя прямая подача, нацеленная. Верхняя прямая подача (планирующая) по указанным зонам. Упражнения с набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Тестирование технических приёмов. подача мяча, передачи в парах, над собой. Подвижные игры. Круговая тренировка. Учебная игра. Тестирование по правилам волейбола. Эстафеты. Игра в миниволейбол. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий, прыгучести. Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3(2), вторая передача игроку зоны 4 (2). 2 2 2 2 2 2 2 2 70 71 72 Бег 1000м, прыжок в длину с места. Бег 30м. Развитие скоростно-силовых качеств. Эстафеты.Игра в мини-волейбол Технические элементы волейбола подачи, передачи, нападающий удар, различные способы приёма мяча. Встречные эстафеты, упражнения на развития силы. Техника безопасности. Физическая культура и спорт в России. Правила волейбола Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя рукам сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола. 2 2 2 3.3. План воспитательной работы Цели и задачи воспитательной работы: - Формирование представления у учащихся о будущей деятельности на пользу общества. - Подготовка учащихся к дальнейшему обучению, направленному на овладение будущей профессией. - Помощь в овладении навыками самостоятельности (принятие решений, самовоспитание, самообразование). - Развитие познавательной активности учащихся, продолжить работу по мотивации учебно-тренировочной деятельности. - Обучение умению объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности. - Совершенствование навыков здорового образа жизни. - Привитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и родного края, формирование гражданской позиции. - Использование педагогических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. - Создание оптимально комфортных условий для развития личности, сохранения её неповторимости и раскрытия её потенциальных способностей. - Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Направления воспитательной работы: - Гражданско-патриотическое направление. - Учебно-познавательная деятельность. - Физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности. - Психолого-педагогическое сопровождение. Работа с родителями. Гражданско-патриотическое направление: Цели: 1) формирование гражданской позиции, привитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и родного города; 2) обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи: 1) формировать у учащихся культуру миропонимания; 2) формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нём; 3) обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования № Содержание и формы работы Ответственный 1 Беседа: «Что вы хотите от жизни?» руководитель 2 Беседа: «Семья в жизни человека» руководитель 4 Беседы с правоохранительных ответственности правонарушения. 5 Беседы о борьбе с террором. руководитель 6 Дискуссия на тему: «Я имею право на…» руководитель 7 «Встреча поколений» - мероприятия в честь руководитель, актив группы Дня Победы. представителями руководитель, органов об ПДН учащихся за инспектор Учебно-познавательная деятельность: Цель: 1) оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно; 2) обогащение представления об окружающем мире, развитие потребности в расширении кругозора. Задачи: 1) определить круг реальных учебных возможностей ученика; 2) создать условия для подтверждения учащихся в интеллектуальном и физическом развитии; 3)формировать культуру интеллектуального и физического развития и совершенствования. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Изучение результативности деятельности членов старшей группы за предыдущий учебный год для организации коррекционной работы. руководитель 2 Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной и физической деятельности каждого учащегося. руководитель 3 Контроль за успеваемостью учащихся группы руководитель 4 Помощь в развитии физических способностей и достижении высоких результатов. руководитель 5 Проводить обсуждение прочитанного увиденного в СМИ о спорте. и руководитель Принимать активное участие в предметной неделе физической культуры. руководитель 6 Физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности: Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. Задачи: 1) знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации; 2) формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Беседы по пожарной безопасности. руководитель 2 Беседа-напоминание о правилах поведения на занятиях в спортивном зале. руководитель 3 Беседы по профилактике простудных заболеваний. руководитель 4 Беседа о личной гигиене и режиме дня. руководитель 5 Участие в соревнованиях по различным видам спорта. руководитель 6 Беседа: «Диеты, лечебное питание, голодание, пост». руководитель, фельдшер 7 Беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. руководитель Психолого-педагогическое сопровождение: Цель: создание оптимально комфортных условий для развития личности, сохранения её неповторимости и раскрытия её потенциальных способностей. Задачи: 1) изучать личность ребёнка; 2) учитывать в работе черты характера и подбирать соответствующие методы работы; 3) поддерживать связь и взаимодействие в работе с учителями, родителями. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Индивидуальные беседы с учащимися. руководитель 2 Посещение семей учащихся. руководитель 3 Изучение уровня воспитанности учащихся. руководитель 4 Использование педагогических коллектива. различных методов для 5 Организационное группы. собрание. 6 Беседа: «Что значит – человек состоялся?» руководитель 7 Беседа «Как бороться с конфликтами» руководитель психолого- руководитель изучения Выборы актива руководитель Работа с родителями: Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи: 1) организация и совместное проведение досуга детей и родителей; 2) организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; 3) создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей. № Содержание и формы работы Ответственный 1 Работа с родительским активом. руководитель 2 Информирование родителей тренировочной деятельности психологическом состоянии. 3 Участие родителей в подготовке спортивных мероприятий. 4 Индивидуальные беседы и консультации. о результатах руководитель ребёнка, его и проведении руководитель руководитель Законы жизни в коллективе. 1. Учись честно говорить о своих ошибках. 2. Будь объективным к себе и другим. 3. Учись слушать и слышать, смотреть и видеть. 4. Учись понимать и делать выводы. 5. Умей сопереживать. 6. Проявляй терпение и терпимость. Изучение личности обучающегося (диагностика и мониторинг). Изучение условий проживания школьников. Изучение состояния здоровья детей (наблюдение на занятиях за состоянием здоровья обучающихся), помощь в организации и проведении медицинских осмотров. Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся Профилактическая и коррекционная работа. Обеспечение санитарно-гигиенических требований к учебному помещению. Организация дежурства в группе. 3. Контроль наличия второй (сменной) обуви у обучающихся. 4. Беседы по профилактике травматизма и инфекционных заболеваний. 3.4. Методические материалы Для обучения тактики и техники надо всегда иметь раздаточный материал, инструкционные и технологические карты, упражнения. Это очень облегчает задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и введение условностей. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: - информационно-познавательные (беседы, показ); - творческие (развивающие игры); - методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы). Спортивный инвентарь: волейбольные мячи -10 штук; набивные мячи - на каждого обучающегося; перекладины для подтягивания в висе – 1 шт.; волейбольная сетка; гимнастические маты; баскетбольные и теннисные мячи -10 штук; Спортивные снаряды: гимнастические скамейки – 3 шт.; гимнастическая стенка – 3 пролета. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ педагога дополнительного образования _________________________________ по _________________________________________________________________ № Названи Тема урока п\ е п раздела, темы Дата Причина прове корректир дени овки я по план у Коррект ирующе е меропри ятие Дата прове дени я по факт у